Семимостье
Семимостье – одно из красивейших мест Петербурга. Здесь канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом. Именно из-за таких мест город и называют «Северной Венецией»!
С Пикалова моста, построенного в 80-х годах XVIII века, нам откроется вид сразу на 7 мостов!
Пикалов мост
Назван мост по фамилии подрядчика Пикалова, руководившего постройкой. Мост несколько раз перестраивался. Но это единственный сохранившийся трехпролетный мост 18 века. Ценнейший памятник архитектуры.
Возведенный по проекту неизвестных авторов в 1783-1785 годах, Пикалов мост был деревянным, балочным, на каменных опорах. В середине XIX столетия подъемная часть среднего пролета моста была заменена постоянной. В 1906 году деревянные пролетные строения сменились стальными балочными конструкциями. Мост стал типовым для этих мест сооружением – трехпролетным, с каменными, одетыми в гранит, опорами. Средние опоры моста были украшены гранитными обелисками на фигурных пьедесталах, увенчанных золочеными шарами. Стальные перильные ограждения были выполнены в легком, незатейливом виде. Длина моста составила 23,2 метра, а его ширина – 10,6 метра.
После блокады поврежденные на обелисках кронштейны были восстановлены и поставлены стеклянные овальные фонари. В 1982-1984 годах на Пикаловом мосту был произведен капитальный ремонт по проекту инженеров Л. Н. Соболева и Р. Р. Шипова, в ходе которого были усилены устои моста и пролетного строения.
Необходимо еще раз отметить, что из всей серии мостов через канал Грибоедова, выстроенных по однотипному проекту 1780-х годов, Пикалов мост является практически единственным сооружением, сохранившемся до наших дней в первозданном своем виде. Таким образом, он является ценным памятником архитектуры и мостостроительного искусства XVIII века.
Так какие же мосты можно увидеть, стоя на Пикаловом мосту?
Посмотрим на канал Грибоедова.
Красногвардейский мост
Ближайший к Пикалову мосту по каналу Грибоедова будет Красногвардейский мост. Этот мост вместе с Пикаловым и Старо-Никольским мостами организуют неповторимый ансамбль Семимостья!
Свое современное название мост получил в 1956 году, в память о Петроградской Красной гвардии, родившейся в смутное время 1917 года.
Первоначально, в 1820 году, на месте сегодняшнего Красногвардейского моста инженером Е. А. Адамом проектировалась постройка висячего моста. Однако этому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь. Пешеходный однопролетный металлический балочный мост появился здесь только в 1956-1957 годах, построенный по проекту инженера П. А. Куликова и архитекторов В. С. Васильковского и П. А. Арешева. Главным предназначением этой переправы стала переброска теплофикационных труб, однако, авторам проекта удалось в облике возведенного сооружения сочетать его функциональные свойства со сложившейся архитектурной композицией Коломны.
Сварное пролетное строение Красногвардейского моста состоит из четырех балок, две из которых – главные, а остальные две – вспомогательные, двутавровые. Береговые устои, выполненные из камня, облицованы гранитом, и выдвинуты в канал на 3,3 метра. Основания опор моста выполнены из деревянных свай. Входы на переправу украшают четыре гранитных обелиска с фонарями, вид и формы которых однотипны фонарям на мостах Крюкова канала и низового участка канала Грибоедова. Длина сооружения составила 21,5 метра, а ширина – 4,5 метра.
Ново-Никольский мост
Дальше по каналу Грибоедова, за Красногвардейским мостом, хорошо виден Ново-Никольский мост.
Расположенный между Никольской площадью и Никольским переулком, Ново-Никольский мост пересекает собой канал Грибоедова.
Свое название Ново-Никольский мост получил от расположенного рядом Николо-Богоявленского Морского собора. Мост «прославился» своей непростой историей. Первая переправа здесь была сооружена в 1835—1837 годах по проекту инженера Завадовского и являлась типовым однопролетным чугунным арочным тюбинговым мостом, с опорами, облицованными гранитом. Практически накануне своего открытия, 8 октября 1837 года, Ново-Никольский мост — под влиянием быстро протекающих деформаций береговых устоев от действия касательных усилий — внезапно обрушился. Произошло это в присутствии многочисленных зрителей. Созданная для расследования этого происшествия специальная комиссия выявила целый ряд просчётов в проекте моста.
После такого вывода по распоряжению императора Николая I автор проекта инженер Завадовский был заключён под домашний арест, после чего арест был наложен и на недвижимое имущество автора проекта, а также было произведено взыскание определенной части денежных средств из его жалования. На месте же непригодного к эксплуатации мостового сооружения государь повелел построить новый мост, что и было сделано по прошествии некоторого времени, в 1841 году. Пролетное строение рухнувшего моста заменили арочным, из котельного железа с соединениями на заклепках. Верхнюю часть сооружения выполнили из деревянных поперечных брусьев и настила. Опоры выложили из бута и облицевали гранитом. Длина этого строения насчитывала 17 метров, а его ширина – 15 метров. Проект конструктивной части моста был разработан директором Александровского чугунолитейного завода в Петербурге М. Е. Кларком. Строительство осуществлялось под чутким наблюдением инженера Е. А. Адама и архитектора К. И. Росси, по эскизам которого было выполнено декоративное оформление Ново-Никольского моста, состоящее из красивой чугунной ограды и фонарей.
В 1880 году этот мост подвергся перестройке, вследствие которой он превратился в трехпролетное мостовое строение с деревянными речными опорами. В таком виде Ново-Никольский мост простоял более полувека. А в 1934 году он был вновь перестроен, после чего стал однопролетным, со сплошным железобетонным сводом и железобетонными парапетами. Опоры моста, как и прежде, облицевали гранитом. Авторами проекта этой реконструкции стали инженеры М. И. Жданов, А. В. Козлова и архитектор И. Г. Капцюг. Консультировал проводимые реконструкционные работы профессор Г. П. Передерий. Длина современного Ново-Никольского моста составила 30,2 метра, а ширина – 22,2 метра.
В 1981 году на этом мостовом строении были произведены очередные реставрационные работы, в процессе которых Ново-Никольский мост взамен своего парапета получил металлическую решетку. Летом 2019 года на мосту менялось асфальтовое покрытие.
Но вернемся на Пикалов мост и посмотрим с него вдоль канала Грибоедова в другую сторону. Там вы увидите Могилёвский мост.
Могилёвский мост
Могилевский мост расположен по оси Лермонтовского проспекта. Свое название данный мост берет от наименования улицы - Могилёвская, так раньше называлась часть Лермонтовского проспекта. До 1859 года улица эта носила не слишком приглядное название – Грязная, затем ее переименовали в Могилевскую. Именно от прежнего названия этой части проспекта и ведет свое название Могилевский мост, которое сохранилось до наших дней потому, что на этой магистрали Лермонтовским уже был назван бывший Ново-Петергофский мост через Обводной канал.
Впервые Могилевский мост был построен в 1911-1912 годах и представлял собой деревянное, свайное, трехпролетное транспортное сооружение, которое соединяло собой тогдашние Могилёвскую и Большую Мастерскую улицы. В то время длина его доходила до 49,6 метра, а ширина – 11,5 метра. В 1928 году мост был расширен до 19 метров и имел на тот момент судоходный разводной средний пролет.
В период Великой Отечественной войны, в 1941 году, случайный фашистский снаряд попал в Могилевский мост и сжег его.
Лишь спустя 10 лет, в период с 1951 по 1953 годы, по проекту инженера В. В. Блажевича и архитектора С. Г. Красикова, на месте разрушенного строения был возведен новый — однопролетный арочный мост из железобетона, длина которого составила 28,3 метра, а ширина – 23,5 метра. Устои моста были сделаны массивными, бетонными. Опоры и свод облицевали розовым гранитом. Перильными ограждениями стали отлитые из чугуна решетки, своим узором напоминающие решетки набережной Мойки, но при этом имеющие чугунные тумбы, а на устоях — гранитные парапеты. На стилизованных под ампир торшерах были установлены подвесные фонари, которые приблизили облик получившего новую жизнь Могилевского моста к архитектуре старинных сооружений петербургской Коломны.
Рядом с мостом вы можете увидеть очень красивую Свято-Исидоровскую церковь (Церковь Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца).
Но вернёмся на Пикалов мост и посмотрим на Крюков канал.
Если стоять на Пикаловом мосту лицом к Красногвардейскому мосту, то справа от вас ближним мостом будет Старо-Никольский.
Старо-Никольский мост
Название свое он получил — так же, как и Ново-Никольский мост — от названия Николо-Богоявленского Морского собора.
С 1717- 1720-х годов на этом месте существовал деревянный мост. В 1784-1786 годах мост был перестроен по типовому проекту для мостов Крюкова канала в трёхпролётный деревянный, на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом. Автор проекта неизвестен. На протяжении XIX века мост неоднократно ремонтировался: центральный разводной пролёт был заменён постоянным, в 1842 году были установлены новые перильные ограждения.
В 1887 году был произведен капитальный ремонт моста для прокладки по нему линии конки. Устои и промежуточные опоры были переложены, уложено новое пролётное строение балочной системы, состоящее из двойных по высоте прогонов на шпонках.
11 октября 1887 года мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.
В 1905-1906 годах, в связи с намеченным открытием трамвайного движения по Садовой улице, мост был перестроен по проекту инженеров А. П. Пшеницкого, К. В. Ефимьева и В. А. Берса. Опоры моста были переложены и уширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные, утолщены подпорные стенки набережной, примыкающие к мосту. Ширина моста увеличилась с 13,6 до 20,2 м. Также были установлены новые перильные ограждения. На время производства работ был возведён временный пешеходный мост. Работы по перестройке моста производились подрядчиками Петровым, Юренским, Качуриным и Ржешевским с декабря 1905 года до 15 сентября 1906 года; мост был принят и испытан 21 сентября 1906 года. Технический надзор строительных работ осуществлял инженер А. П. Пшеницкий.
В 1988 году были выполнены работы по замене гидроизоляции, диабазовое мощение было заменено асфальтобетонным покрытием. В 1994-1995 годах отремонтированы карнизы, тротуарные консоли и балочная клетка пролётного строения.
К концу 1990-х годов возникла необходимость в ремонте и реконструкции моста из-за неудовлетворительного состояния конструкций пролётного строения. Работы начались в декабре 2003 года. На время производства работ был возведён временный пешеходно-коммуникационный мост. В ходе работ на мосту были отремонтированы и усилены металлоконструкции пролётного строения, устроена железобетонная плита в основании проезжей части, усилены устои и опоры моста, уложена новая гидроизоляция и покрытие проезжей части с заменой трамвайных путей, отреставрировано перильное ограждение. Кроме того, выполнено укрепление и восстановление гранитной облицовки прилегающих участков набережной Крюкова канала. 21 октября 2004 года мост был принят государственной комиссией после ремонта.
Далее за Старо-Никольским мостом по Крюкову каналу расположился Смежный мост.
Смежный мост
Смежный мост, известный в прошлом под названием Соединительный, перекинут через Крюков канал и расположен в месте, где воды канала соединяются с Фонтанкой, впадая в нее.
Из истории Петербурга известно, что в 1782-1787 годах здесь существовала обычная деревянная переправа, построенная по типовому проекту остальных мостов Крюкова канала. Затем, в период с 1800 по 1810 годы, она была заменена постоянным трехпролетным мостовым сооружением, имевшим каменные опоры, облицованные гранитом, и деревянное балочное пролетное строение.
Капитальный ремонт Смежного моста был произведен в 1867 году. В процессе ремонта деревянные прогоны были заменены металлическими балками, а каменные опоры – переложены. В таком виде Смежный мост функционировал более 70-ти лет. Лишь в 1940 году, когда транспортная нагрузка на мост значительно увеличилась, его пролетное строение вновь пришлось ремонтировать, чтобы усилить верхние и нижние полки металлических прогонов. При этом разрезная трехпролетная система верхнего строения моста была сохранена в прежнем виде. Длина моста составила 25,9 метров, а его ширина – 15 метров. Проведенная реконструкция Смежного моста не коснулась его внешнего облика, который остался не тронутым ремонтными работами.
Следующая реконструкция Смежного моста была произведена в 1964 году по проекту инженера Е. Е. Розенфельда. Необходимость в этом возникла из-за потребности в прокладке на мосту теплофикационных труб. В ходе этой реконструкции пролеты моста были перекрыты высокими металлическими балками, что привело к значительному изменению исторического облика Смежного моста и к нарушению архитектурного единства этого мостового сооружения с прилегающими к нему участками набережных.
И мы снова на Пикаловом мосту. Посмотрим влево по Крюкову каналу. Мост, который хорошо виден с этого места, носит название Кашин.
Кашин мост
Расположенный по оси проспекта Римского-Корсакова, Кашин мост перекинут через Крюков канал. Построен он был в 1782-1787 годах и стал трехпролетным, деревянным сооружением на каменных опорах, облицованных гранитом и с металлическими перильными ограждениями. Возвели Кашин мост — который, кстати, в то время носил название Никольский — по типовому проекту аналогичных мостов. А свое название мост получил в конце 19 века по фамилии купчихи первой гильдии М. К. Кашиной, которая владела расположенным неподалеку популярным питейным заведением.
В 1839-1840 годах мост отремонтировали, заменив при этом его разводной пролет постоянным. Далее, на протяжении XIX-го и первой трети XX-го столетия, Кашин мост неоднократно реконструировался и ремонтировался, сохраняя, тем не менее, свой исторический облик.
В период с 1931 по 1932 годы по разработанному инженером Ф. К. Кузнецовым и архитектором К. М. Дмитриевым проекту, Кашин мост перестроили и превратили в однопролетное, со сплошным железобетонным сводом мостовое строение. Необходимость такого кардинального вмешательства была вызвана разрушением каменной кладки и гранитной облицовки в подводной части быков, а также прилегающей к мосту стенки гранитной набережной канала. Тогда же был изменен и характер ограждения моста, что повлекло за собой перемены в общем его силуэте. Строительными работами, произведенными в процессе этой реконструкции, руководили инженеры П. П. Степнов и П. А. Жуков. Опоры для нового моста соорудили из бетонных устоев со свайным основанием. Перильные ограждения сделали металлическими с простым рисунком. Длина вновь возведенного Кашина моста составила 23,8 метра, а его ширина – 16 метров.
Вот такое необычное место мы с вами «посетили» сегодня. Приезжайте в петербургскую Коломну и, стоя на Пикаловом мосту, сосчитайте сами все видимые отсюда мосты по каналу Грибоедова и Крюкову каналу.
Частично использованы материалы с общедоступных сайтов: http://opeterburge.ru/bridges и https://ru.wikipedia.org
Литература: Бунин М. С. Мосты Ленинграда : очерки истории и архитектуры мостов Петербурга – Петрограда – Ленинграда / науч. ред., послесл. Н. М. Раскина. Л. : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. 280 с. : ил.
Другие публикации
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie