Из жизни А. Я. Вагановой в Семенцах (1904 – 1937)

Для жителей одного из старейших районов Петербурга – Семенцов – имя А. Я. Вагановой особенно дорого, ведь в доме номер 7 на Бронницкой улице хореограф прожила больше 30 лет… Сегодня этот дом – объект культурного наследия, на его фасаде великому педагогу классического танца установлена мемориальная доска.

Интересно, что раньше известная в Семенцах фраза, позволяющая по первым буквам легко восстановить названия и очерёдность улиц, – Разве можно верить пустым словам балерины (где последнее слово соответствует именно Бронницкой улице) – была оскорбительной, особенно для дома, где проживала Ваганова, его жители не раз опровергали её.

Квартиру № 5 на 3-м этаже по Бронницкой ул. 7 А. Я. Вагановой снимет гражданский муж – член правления Екатеринославского строительного общества, отставной подполковник путейской службы Андрей Александрович Померанцев. В эту квартиру Агриппина Ваганова переедет в 1904 году, когда будет готовиться стать матерью своего единственного сына – Александра Померанцева.

После смерти старшей сестры Агриппина Яковлевна заберёт осиротевших племянников – Лёлю и Серёжу – в квартиру на Бронницкой, отдаст им лучшую комнату и всячески будет их баловать, чтобы они не чувствовали себя обделёнными. Одна из её учениц – Наталья Дудинская – запечатлела в воспоминаниях о Вагановой такой эпизод: «Я никому не жаловалась на наше скромное житьё, да, по правде сказать, оно меня ни капельки не тяготило. Я привыкла к тому, что дома не хватало самого необходимого, и думала, что так и должно быть. Каким образом узнала Ваганова о нашем бедственном положении, я не знаю. Но после одной из первых репетиций вальса она протянула мне свёрток, сказав, чтобы я отнесла его домой. Как ни интересовало меня содержание загадочного пакета, я не смела ослушаться и заглянуть в него. Когда дома мы развязали свёрток, в нём оказалось сливочное масло. Позднее Ваганова делала для меня бесконечно много. Но это масло осталось памятным на всю жизнь. Только люди, – писала Дудинская, – по-настоящему отзывчивые, люди большого сердца делают добро не крикливо, не для того, чтобы об этом знали другие, а скромно и скрыто, как делала всегда Агриппина Яковлевна».

Кому, как не Вагановой, было всё известно о бедности. В воспоминаниях А. Я. Ваганова писала, что родители её «перебивались с хлеба на квас, терпя всяческие лишения». Отец Вагановой, служивший капельдинером в Мариинском театре, умер вскоре после её поступления в театральное училище, куда Грушеньку (так её звали близкие и знакомые) определили, когда ей исполнилось 10 лет. В связи с тем что обучение было бесплатным, а после годового испытания могли взять в интернат, где содержание было за казённый счёт, семья, конечно, хотела отдать младшую дочь в училище, чтобы хоть как-то облегчить свои расходы и обеспечить будущее девочки.

Пройдёт много лет, прежде чем Ваганову переведут в разряд балерины… Приказ об этом вышел 6 мая 1915 г. По этому случаю «на Бронницкой улице у Груши и Андрея Александровича гости не расходились до утра, рекой лилось шампанское, кухарка превзошла себя – она подала шесть перемен блюд…! На этой вечеринке под аккомпанемент племянницы Груша станцевала с Легатом почти всю партию Одиллии, и друзья утопили их в восторженных овациях».

Но эта радость была недолгою. Через месяц – 14 июня 1915 (в день её рождения по ст. стилю), когда ей исполнилось 36 лет, её уволили со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.

В годы Первой мировой войны Ваганова часто видела раненых солдат, выходивших из Александровской общины сестёр милосердия на Бронницкой ул. 9 (рядом с домом, где она жила). После революции её гражданский муж Андрей Померанцев застрелился. Вдова осталась с сыном и двумя детьми покойной сестры без средств к существованию. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали. В обмен на картошку и хлеб Агриппина Яковлевна носила на Клинский рынок (в нынешнем саду «Олимпия») то одеяло, то медальон, то что-нибудь из одежды. Она стала выступать в концертах, между сеансами в кинотеатрах, и так “понемногу перебивалась”. Ваганова охотно бы пошла преподавать в театр или репетировать, а ещё бы лучше – учить в школе, но всюду было занято. Не удавалось устроиться и в частные школы.

Наконец она начинает преподавать: сначала в дилетантских балетных школах, и только с 1921 года, будучи приглашённой, – в Государственном балетном училище, где будет работать до конца своих дней…

Из-под крыла Вагановой вышли блестящие балерины: Марина Семенова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова, Алла Осипенко и другие. Многие из них бывали у Вагановой на Бронницкой в гостях или на индивидуальных уроках. Частым гостем Вагановой по этому адресу была и дочь гениального учёного-химика, супруга великого поэта – историк балета Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок. Она высоко ценила дарование Вагановой, а впоследствии стала близким другом и помощником Агриппины Яковлевны. Она же помогала А. Я. Вагановой и в создании научного труда «Основы классического танца» – учебника, который повлияет на всю мировую педагогику.

 

Текст подготовила Анастасия Грозная, сотрудник библиотеки «Семеновская» МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Литература:

1. Агриппина Ваганова. От «царицы вариаций» до профессора хореографии. СПб : Ассоциация графических искусств, 2014. 144 с. : ил.

2. Агриппина Яковлевна Ваганова, 1879–1951 : статьи, воспоминания, материалы / ред.: Н. Д. Волков, Ю. И. Слонимский. Л. ; М. : Искусство, 1958. 343 с. : ил.

3. Ваганова Агриппина Яковлевна. Л. : Искусство, 1958. 343 с.

4. Ваганова А. Я. Основы классического танца / авт. вступ. ст. И. И. Соллертинский ; рук. проекта Н. М. Цискаридзе. Репр. изд. СПб. : Любавич, 2014. – 193 с., [9] л. ил.

5. Великая Марина. Марина Семенова : [сборник / авт. вступ. ст., рук. проекта Н. М. Цискаридзе]. СПб. : Ассоциация графических искусств, 2016. 320 с. : ил.

6. Волынский А. Л. Статьи о балете / сост., авт. вступ. ст., коммент. Г. Н. Добровольская ; С.-Петерб. гос. Театрал. б-ка, Рос. ин-т истории искусств. СПб. : Гиперион, 2002. 400 с.

7. Красовская В. М. Ваганова. Л. : Искусство, 1989. 223 с.

8. Кремшевская Г. Д. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л. : Искусство, 1981. 136 с. : ил.

9. Русские богини. М. : АСТ-ПРЕСС : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 327 с., [60] л. ил.

     

1. Бронницкая ул. 7. Дом где жила хореограф А. Я. Ваганова в 1904-1937 гг..jpg

2. А. Я. Ваганова в квартире на Бронницкой ул.д. 7.jpg

4. Кадр из фильма Класс посвящённого истории Академии русского балета. Реж. Светлана Астрецова. 2018.jpg

Другие публикации

Фрунзенский универмаг
Фрунзенский универмаг на пересечении Московского проспекта и Обводного канала – не только один из знаковых памятников советского Ленинграда, но и здание с весьма интересной судьбой.
Читать далее
Памятники советского конструктивизма в Коломне
ДК  Первой Пятилетки и жилой дом работников «Союзверфи»
Читать далее
Сад Сан-Галли
Сад Сан-Галли (Лиговский пр., 62) – это часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 г. предпринимателем немецкого происхождения Францем Карловичем Сан-Галли (1824-1908), королем российского чугунного литья и изобретателем всем известной батареи парового отопления.
Читать далее
Семимостье
Семимостье – одно из красивейших мест Петербурга. Здесь канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом. Именно из-за таких мест город и называют «Северной Венецией»!
С Пикалова моста, построенного в 80-х годах XVIII века,  открывается вид сразу на 7 мостов. Читайте о каждой из переправ в нашей публикации.
Читать далее

Мы используем cookies, чтобы вам было проще и удобнее работать с сайтом.
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie
Я согласен