Из жизни А. Я. Вагановой в Семенцах (1904 – 1937)

Для жителей одного из старейших районов Петербурга – Семенцов – имя А. Я. Вагановой особенно дорого, ведь в доме номер 7 на Бронницкой улице хореограф прожила больше 30 лет… Сегодня этот дом – объект культурного наследия, на его фасаде великому педагогу классического танца установлена мемориальная доска.

Интересно, что раньше известная в Семенцах фраза, позволяющая по первым буквам легко восстановить названия и очерёдность улиц, – Разве можно верить пустым словам балерины (где последнее слово соответствует именно Бронницкой улице) – была оскорбительной, особенно для дома, где проживала Ваганова, его жители не раз опровергали её.

Квартиру № 5 на 3-м этаже по Бронницкой ул. 7 А. Я. Вагановой снимет гражданский муж – член правления Екатеринославского строительного общества, отставной подполковник путейской службы Андрей Александрович Померанцев. В эту квартиру Агриппина Ваганова переедет в 1904 году, когда будет готовиться стать матерью своего единственного сына – Александра Померанцева.

После смерти старшей сестры Агриппина Яковлевна заберёт осиротевших племянников – Лёлю и Серёжу – в квартиру на Бронницкой, отдаст им лучшую комнату и всячески будет их баловать, чтобы они не чувствовали себя обделёнными. Одна из её учениц – Наталья Дудинская – запечатлела в воспоминаниях о Вагановой такой эпизод: «Я никому не жаловалась на наше скромное житьё, да, по правде сказать, оно меня ни капельки не тяготило. Я привыкла к тому, что дома не хватало самого необходимого, и думала, что так и должно быть. Каким образом узнала Ваганова о нашем бедственном положении, я не знаю. Но после одной из первых репетиций вальса она протянула мне свёрток, сказав, чтобы я отнесла его домой. Как ни интересовало меня содержание загадочного пакета, я не смела ослушаться и заглянуть в него. Когда дома мы развязали свёрток, в нём оказалось сливочное масло. Позднее Ваганова делала для меня бесконечно много. Но это масло осталось памятным на всю жизнь. Только люди, – писала Дудинская, – по-настоящему отзывчивые, люди большого сердца делают добро не крикливо, не для того, чтобы об этом знали другие, а скромно и скрыто, как делала всегда Агриппина Яковлевна».

Кому, как не Вагановой, было всё известно о бедности. В воспоминаниях А. Я. Ваганова писала, что родители её «перебивались с хлеба на квас, терпя всяческие лишения». Отец Вагановой, служивший капельдинером в Мариинском театре, умер вскоре после её поступления в театральное училище, куда Грушеньку (так её звали близкие и знакомые) определили, когда ей исполнилось 10 лет. В связи с тем что обучение было бесплатным, а после годового испытания могли взять в интернат, где содержание было за казённый счёт, семья, конечно, хотела отдать младшую дочь в училище, чтобы хоть как-то облегчить свои расходы и обеспечить будущее девочки.

Пройдёт много лет, прежде чем Ваганову переведут в разряд балерины… Приказ об этом вышел 6 мая 1915 г. По этому случаю «на Бронницкой улице у Груши и Андрея Александровича гости не расходились до утра, рекой лилось шампанское, кухарка превзошла себя – она подала шесть перемен блюд…! На этой вечеринке под аккомпанемент племянницы Груша станцевала с Легатом почти всю партию Одиллии, и друзья утопили их в восторженных овациях».

Но эта радость была недолгою. Через месяц – 14 июня 1915 (в день её рождения по ст. стилю), когда ей исполнилось 36 лет, её уволили со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.

В годы Первой мировой войны Ваганова часто видела раненых солдат, выходивших из Александровской общины сестёр милосердия на Бронницкой ул. 9 (рядом с домом, где она жила). После революции её гражданский муж Андрей Померанцев застрелился. Вдова осталась с сыном и двумя детьми покойной сестры без средств к существованию. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали. В обмен на картошку и хлеб Агриппина Яковлевна носила на Клинский рынок (в нынешнем саду «Олимпия») то одеяло, то медальон, то что-нибудь из одежды. Она стала выступать в концертах, между сеансами в кинотеатрах, и так “понемногу перебивалась”. Ваганова охотно бы пошла преподавать в театр или репетировать, а ещё бы лучше – учить в школе, но всюду было занято. Не удавалось устроиться и в частные школы.

Наконец она начинает преподавать: сначала в дилетантских балетных школах, и только с 1921 года, будучи приглашённой, – в Государственном балетном училище, где будет работать до конца своих дней…

Из-под крыла Вагановой вышли блестящие балерины: Марина Семенова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова, Алла Осипенко и другие. Многие из них бывали у Вагановой на Бронницкой в гостях или на индивидуальных уроках. Частым гостем Вагановой по этому адресу была и дочь гениального учёного-химика, супруга великого поэта – историк балета Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок. Она высоко ценила дарование Вагановой, а впоследствии стала близким другом и помощником Агриппины Яковлевны. Она же помогала А. Я. Вагановой и в создании научного труда «Основы классического танца» – учебника, который повлияет на всю мировую педагогику.

 

Текст подготовила Анастасия Грозная, сотрудник библиотеки «Семеновская» МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Литература:

1. Агриппина Ваганова. От «царицы вариаций» до профессора хореографии. СПб : Ассоциация графических искусств, 2014. 144 с. : ил.

2. Агриппина Яковлевна Ваганова, 1879–1951 : статьи, воспоминания, материалы / ред.: Н. Д. Волков, Ю. И. Слонимский. Л. ; М. : Искусство, 1958. 343 с. : ил.

3. Ваганова Агриппина Яковлевна. Л. : Искусство, 1958. 343 с.

4. Ваганова А. Я. Основы классического танца / авт. вступ. ст. И. И. Соллертинский ; рук. проекта Н. М. Цискаридзе. Репр. изд. СПб. : Любавич, 2014. – 193 с., [9] л. ил.

5. Великая Марина. Марина Семенова : [сборник / авт. вступ. ст., рук. проекта Н. М. Цискаридзе]. СПб. : Ассоциация графических искусств, 2016. 320 с. : ил.

6. Волынский А. Л. Статьи о балете / сост., авт. вступ. ст., коммент. Г. Н. Добровольская ; С.-Петерб. гос. Театрал. б-ка, Рос. ин-т истории искусств. СПб. : Гиперион, 2002. 400 с.

7. Красовская В. М. Ваганова. Л. : Искусство, 1989. 223 с.

8. Кремшевская Г. Д. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л. : Искусство, 1981. 136 с. : ил.

9. Русские богини. М. : АСТ-ПРЕСС : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 327 с., [60] л. ил.

     

1. Бронницкая ул. 7. Дом где жила хореограф А. Я. Ваганова в 1904-1937 гг..jpg

2. А. Я. Ваганова в квартире на Бронницкой ул.д. 7.jpg

4. Кадр из фильма Класс посвящённого истории Академии русского балета. Реж. Светлана Астрецова. 2018.jpg

Другие публикации

Кауфманская община сестер милосердия
Статья посвящена деятельности  Общины сестёр милосердия имени генерал-адъютанта Михаила Петровича фон Кауфмана, располагавшейся  по адресу наб. Фонтанки д. 148

Читать далее
Главные места ленинградского андеграунда
Ленинградский рок-клуб, кафе «Сайгон», Невский проспект, садик за домом Бубыря – в этих и многих других местах собирались легендарные музыканты, которых сегодня принято называть ленинградским андеграундом
Читать далее
Крестовоздвиженская община сестер милосердия (наб. Фонтанки, 154)
Статья  о  Крестовоздвиженской  общине сестер милосердия, располагавшейся в здании  по набережной Фонтанки (дом. 154). Здание, которое мы видим сегодня, перестроено по проекту архитектора Ю.Бенуа в неорусском стиле в 1903-1904 гг. Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Читать далее
Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин –  один из старейших мостов Санкт-Петербурга. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова.
Читать далее
Фрунзенский универмаг
Фрунзенский универмаг на пересечении Московского проспекта и Обводного канала – не только один из знаковых памятников советского Ленинграда, но и здание с весьма интересной судьбой.
Читать далее
Памятники советского конструктивизма в Коломне
ДК  Первой Пятилетки и жилой дом работников «Союзверфи». Статья о памятниках архитектуры  петербургского района Коломна
Читать далее
Сад Сан-Галли
Сад Сан-Галли (Лиговский пр., 62) – это часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 г. предпринимателем немецкого происхождения Францем Карловичем Сан-Галли (1824-1908), королем российского чугунного литья и изобретателем всем известной батареи парового отопления.
Читать далее
Семимостье
Семимостье – одно из красивейших мест Петербурга. Здесь канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом. Именно из-за таких мест город и называют «Северной Венецией»!
С Пикалова моста, построенного в 80-х годах XVIII века,  открывается вид сразу на 7 мостов. Читайте о каждой из переправ в нашей публикации.
Читать далее

Мы используем cookies, чтобы вам было проще и удобнее работать с сайтом.
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie
Я согласен