Сад Сан-Галли
Сад Сан-Галли (Лиговский пр., 62) – это часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 г. предпринимателем немецкого происхождения Францем Карловичем Сан-Галли (1824-1908), королем российского чугунного литья и изобретателем всем известной батареи парового отопления.
История сада Сан-Галли тесно переплетена с историей особняка Сан-Галли и его владельца. Ранее сад представлял собой часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 году. Предприятие принадлежало Францу Карловичу Сан-Галли – предпринимателю, общественному деятелю, почетному инженеру-технологу, гласному Городской думы. Его завод производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления.
В 1873 году архитектор И.И. Горностаев устроил сад с фонтаном и декоративной скульптурой и установил ограду художественного литья». Заводской сад был разбит на месте капустных огородов и проходил от Лиговского проспекта до Московского вокзала. Территория сада отделена от Лиговского проспекта чугунной оградой, созданной по проекту архитектора и художника И. И. Горностаева, по эскизам архитектора К. К. Рахау. Основание ограды — красный гранит. На входных воротах угадывается фасад старинной русской избы, сама решётка — сочетание трилистников, цветов, причудливых линий. Ограда входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Сан-Галли Ф. К.» на Лиговском проспекте, 60-62.
После революции 1917 года сад вместе с особняком национализировали и переименовали в соответствии с новым названием завода в Сад «Кооператор». В 1920-х годах этой зелёной зоне было присвоено официальное название «Сад имени Фрунзе».
В 1930 году в саду Сан-Галли установили фонтан со скульптурной группой «Рождение Афродиты», который был перенесён из зимнего сада Эрмитажа. Однако скульптурной группе фонтана с самого начала была уготована непростая судьба. Скульптура была отлита на заводе Сан-Галли, когда Франц Карлович отбыл по делам в Париж. Однако мастера завода просчитались и допустили оплошность, после чего поверхность фигуры покрылась «рытвинами». Тогда Афродиту отнесли в гальваническую мастерскую. Там отлитую в чугуне скульптуру покрыли гальванической медью. Медное покрытие было прочеканено. И это была вторая и уже роковая ошибка для изваяния богини, поскольку медь в условиях вложности начинает разрушать чугун. Дожди и снег ускорили процесс коррозии металла: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. В конце 1990-х скульптура была переведена на баланс Водоканала. На тот момент утрата поверхности составляла 90%. Поэтому перед реставрацией Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры рассматривал возможность лишения скульптурной группы охранного статуса.
В 2000 году скульптуру фонтана демонтировали. В 2000-х годах группе компаний «Интарсия» удалось отреставрировать изваяние «Рождение Афродиты». Реставрация обошлась в 1,35 млн. рублей. В 2006 году засыпали чашу фонтана (сейчас на ее месте клумба). В 2014 году Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта по восстановлению фонтана, который выиграла компания ООО «Ялта». Восстановленный оригинал несколько лет украшал холл здания КГИОПа.
26 августа 2022 года в саду Сан-Галли состоялось торжественное открытие фонтана с восстановленной бронзовой скульптурной группой «Рождение Афродиты». Работы проводились в рамках программы по восстановлению и реконструкции городских фонтанов, сформированной по поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. По заказу ГУП «Водоканал в Санкт-Петербурге» была изготовлена новая чаша для фонтана с гранитным бортом и постамент для скульптуры в виде горки из натурального камня. В ходе реконструкции фонтана на каменном постаменте была установлена точная бронзовая копия скульптуры Афродиты и купидонов, полностью восстановлены инженерные сети и чаша. Центральная фигура скульптурной группы представляет обнаженную Афродиту (Венеру). Левую руку богиня протягивает за яблоком, которое подает ей один из купидонов, в согнутой правой руке богиня держит локон своих волос. На правом бедре – струящаяся драпировка, верхний край которой переброшен через согнутую в локте правую руку. Сама «Афродита» находится в углублении раковины. В основании волны помещены две фигуры дельфинов с водометами. Сзади богини, под волной расположены две поясные фигуры купидонов, держащие водометы в виде рыбы и раковины. Боковые водометы в основании выполнены в виде рыб.
Текст подготовила Анна Язовская, сотрудник библиотеки "Лиговская" МЦБС им.М.Ю.Лермонтова
_____________________________________________________________
Частично использованы материалы с общедоступного портала: https://www.citywalls.ru/house28440.html
Литература:
1. Смышляев В. Сан-Галли – человек и завод. СПб. : Нестор, 2007. 333 с.
2. Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Такая удивительная Лиговка. М. : Центрполиграф, 2009. 656 c.
Другие публикации
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie