Памятники советского конструктивизма в Коломне

Течение авангард было выдающемся явлением в советском искусстве 1920-х – начала 1930-х гг. Нашло оно свое отражение и в архитектуре. Как известно, в разных частях Петербурга сохранилось много памятников, построенных в стиле конструктивизм. Они вкраплены в старую застройку, рассыпаны по окраинам города. Заметить их, зачастую, непросто, так как они лишены пышных украшений и не бросаются в глаза. Тем не менее, каждый из них может рассказать свою историю.

К сожалению, не все памятники архитектуры сохранились до наших дней.
Среди них утраченный ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ, располагавшийся по адресу наб. Крюкова канала 5х, на самой границе исторического района Коломны.

До начала XX века на этом месте находился старинный Литовский рынок, построенный в 1787‑1789 гг. по проекту Джакомо Кваренги. Название свое он получил из-за соседства с тюрьмой Литовский замок. Литовский рынок занимал весь квартал. К началу XX века рынок был заброшен и использовался под склады и мастерские, а в 1920 г. сгорел. По решению Президиума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1928 г. участок Литовского рынка был передан областному отделу Союза совторгслужащих, на котором в 1929 - 1930 гг. построен клуб по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Макашова.

21 мая 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Закончена постройка дома культуры совторгслужащих на территории бывшего Литовского рынка. Сейчас идёт внутренняя отделка огромного здания, могущего вместить 3–4 тысячи человек». Торжественное открытие клуба совторгслужащих состоялось 11 октября 1930 г.

Здание клуба возводилось из монолитного железобетона, с использованием деревянной опалубки. Оно разделялось на несколько корпусов, разделенных башнеобразной лестничной шахтой с часами. Первоначально постройка была решена в стиле конструктивизм. Очень эффектен был фасад, выходивший закруглением на набережную Крюкова канала.

Ядром корпуса, обращённого к улице Декабристов, стал зрительный зал на 1000 человек с фойе и вестибюлем. Кроме него, в первом этаже были правление и библиотека. Выше - буфет, шахматный зал, комнаты кружков и секций. Во втором этаже корпуса, обращённого к переулку, большой кинозал на 400 мест, с приспособлением для звукового кино. В третьем - учебные классы и репетиционные залы для художественных кружков. Кроме того, был зал малых форм на 350 мест, лекционный на 260 мест, и ещё детский флигель, где дети могли проводить весь день в наилучших условиях - по существу, детский сад или, как тогда говорили, очаг. Строительство обошлось в 1,5 миллиона рублей.

Первый театральный коллектив, которым руководил А.М. Лапшин, был основан в ДК в 1934 году. Самодеятельные актеры получали основательную подготовку, в частности, они изучали биомеханику под руководством Ирины Васильевны Мейерхольд. Поставленное на открытом пространстве, к концу 1930-х гг. здание клуба оказалось в соседстве с более высоким зданием дома работников Союзверфи. Во время войны дворец сильно пострадал, и, впоследствии, был перестроен архитектором Н.А. Митуричем совместно с архитекторами В. В. Горбачёвым и М. Л. Файнбергом. Архитектура здания была переработана в стиле «сталинского ампира». Перестройка началась в 1949 г. и завершилась в 1955 г.

Перестроенный вид ДК существенно отличался от первоначального. Архитекторы объединили корпуса, выходившие на улицу Декабристов и на Крюков канал, украсили фасад колоннадой, широким фризом с гирляндами, пилястрами, венками и античными масками.

После войны театральный коллектив возглавил знаменитый артист немого кино Федор Михайлович Никитин. В ДК Первой Пятилетки выступали Ольга Берггольц, Ираклий Андроников, Булат Окуджава, Юрий Герман. По воспоминаниям современников, ДК был любимой сценой Аркадия Райкина.

О том, какой серьезный ажиотаж вызывали проходившие на сцене ДК Первой пятилетки гастроли лучших столичных коллективов, свидетельствуют воспоминания театрального критика Марины Дмитревской: «Самые счастливые мои театральные дни 1970-х связаны с Пятилеткой. “Гамлет” и “Деревянные кони” Таганки, “Брат Алеша”, “Ромео и Джульетта”, “Дон Жуан” Эфроса, “Двое на качелях”… Почему самые счастливые? Потому что радость оттого, что попал, прорвался, умножала восторг от искусства. В другие театры можно было пойти в другой день, а тут шанс – единственный и неповторимый!

Чтобы прорваться сквозь заслон бабулек-контролерш, нами, студентами, было разработано несколько способов. Самый грубый – таран: собраться в кучку, сцепиться и, не глядя, вобрав головы в плечи, рвануть сквозь толпу в дверь. И сразу – врассыпную! Бабушки начинают ловить поодиночке, кто-то попадался, но остальные успевали скрыться в туалете. Способ второй: один человек с билетом на другое число и на другой спектакль долго разбирался с контролершей по поводу накладки, в это время остальные проскакивали за его спиной… Если бабулька отвлекалась на них – проходил «фальшивобилетчик». Ну и так далее: мы подтирали числа, подделывали штампы, в контрамарке на 2 человека приписывали “1”… Потому что пройти просто так было невозможно, а пропустить гастроли – тоже».

Под крышей ДК находилось много организаций: театральная студия "Комик Трест", молодежный камерный хор "Петербургские голоса", образовавшийся из бывших артистов детского хора Всесоюзного радио и телевидения, школа современного танца "Каннон Данс". В 2005 году здание ДК было снесено для строительства второй сцены Мариинского театра.

Еще один памятник конструктивизма, дошедший до наших дней, находится по адресу Матвеев пер. 2., по соседству с новой сценой Мариинского театра. ЭТО ЖИЛОЙ ДОМ РАБОТНИКОВ «СОЮЗВЕРФИ». В 1932 году архитекторами И.А. Меерзоном, З.О. Брод и В.М. Черкасским был разработан проект застройки участка Литовского замка жилыми домами для рабочих и служащих предприятий Союзверфи. Проект предполагал застройку по периметру всего участка четырьмя жилыми корпусами: вдоль улицы Декабристов и переулка Матвеева, набережных Крюкова канала и реки Мойки. Проект 1932 года был осуществлён частично. Жилые корпуса по улице Декабристов и переулку Матвеева строились в 1932–1935 годах. При строительстве были частично использованы фундаменты Литовского замка.

Большой шестиэтажный дом, выходящий фасадом на Матвеев пер., 2, украшен нарядными углубленными балконами. Лестничные шахты тоже углублены, что придает зданию четкий ритм. Торец здания оформлен полукруглым выступом, что делает дом похожим на корабль.

Еще один дом для работников «Союзверфи» был возведен тем же архитектором рядом. Лицевой стороной он выходит на улицу Декабристов с угловой частью по набережной Крюкова канала. Здание, начатое в 1934 году, было частично разрушено в годы Великой Отечественной войны и в 1950-х годах перестроено в стиле «сталинского ампира», оформив лицевую застройку улицы Декабристов напротив дома культуры. 

Текст подготовил Бобровников В.В., библиотекарь 2 категории библиотеки «Старая Коломна» МЦБС им. М.Ю. Лермонтова

Литература:
1.Кириков Б.М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. СПб.: «Белое и Черное», 2003. 256 с.
2.Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. СПб.: Коло, 2008. 384 с.: ил.
3.Курбатов Ю.И. Архитекторы об архитекторах. Ленинград-Петербург XX век. СПб.: «Иван Федоров», 1999. 568 с., ил.
4.Курбатов Ю.И. Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. СПб.: «Искусство-СПб», 2008. 276 с.
5.Первушина Е.В. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. М.: Издательство Центрполиграф, 2012. 382 с.
6.Русское искусство. Культурная жизнь 1920-х годов. Художественный журнал, 2023. № 2 (78).


Другие публикации

Фрунзенский универмаг
Фрунзенский универмаг на пересечении Московского проспекта и Обводного канала – не только один из знаковых памятников советского Ленинграда, но и здание с весьма интересной судьбой.
Читать далее
Сад Сан-Галли
Сад Сан-Галли (Лиговский пр., 62) – это часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 г. предпринимателем немецкого происхождения Францем Карловичем Сан-Галли (1824-1908), королем российского чугунного литья и изобретателем всем известной батареи парового отопления.
Читать далее
Семимостье
Семимостье – одно из красивейших мест Петербурга. Здесь канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом. Именно из-за таких мест город и называют «Северной Венецией»!
С Пикалова моста, построенного в 80-х годах XVIII века,  открывается вид сразу на 7 мостов. Читайте о каждой из переправ в нашей публикации.
Читать далее
Из жизни А. Я. Вагановой в Семенцах (1904 – 1937)
Для жителей одного из старейших районов Петербурга – Семенцов – имя А. Я. Вагановой особенно дорого, ведь в доме номер 7 на Бронницкой улице хореограф прожила больше 30 лет… Сегодня этот дом – объект культурного наследия, на его фасаде великому педагогу классического танца установлена мемориальная доска.

Читать далее

Мы используем cookies, чтобы вам было проще и удобнее работать с сайтом.
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie
Я согласен