На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Апрель 2019

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

Вернуться к списку новостей


Графика Владимира Тамби

25.03.2019

В марте в Библиотеке книжной графики идет большая выставка книжной и станковой графики Владимира Тамби. Предлагаем познакомиться с его творчеством более подборно. 

Владимир Александрович Тамби (1906–1955) родился в Петербурге в семье служащего. Раннее детство художника пришлось на революцию 1905–1907 годов, юные годы — на события Октябрьской революции 1917 года. Становление на переломе эпох, кардинальное изменение жизни и научно-технический прогресс определили романтическое отношение художника к построению нового мира, желание окунуться в жизнь и стремление «создавать машины». Исследователи отмечают, что праздник воздухоплавания 1911 года произвел на молодого Тамби сильное впечатление, и именно с этого момента он вдохновился техникой.

Систематически работать над рисунком Тамби начал в школе Отдела изобразительных искусств Народного коммисариата просвещения РСФСР (Наркомпрос). Затем он переходит в Свободные художественные мастерские (Свомас), в 1920 году поступает в мастерскую рабочих-художников Пролеткульта. В эти годы Тамби углубленно занимается живописью и за тяготение к «плотному и густому колориту» получает от друзей прозвище «Ван-дер-Тамби». Этот метод «плотности» и «заполненности» впоследствии становится визитной карточкой художника в книжной графике — страницы его книг 1920–1930-х годов полностью «запечатаны», и на этом фоне он выстраивает свои композиции. В начале 1920-х годов Тамби поступает в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), занимается у К. Петрова-Водкина и А. Карева. В 1924 году бросает учебу, присоединяется к Общине художников, вступает в Ленинградский Союз советских художников. Осваивает достижения современной полиграфии, увлекается литографией, впоследствии становится мастером этого вида искусства.

 В. Тамби. Всплытие подводной лодки. Цветная литография, 1940-е гг. Из частного собрания

С 1924 года Тамби — свободный художник. Примерно в это же время (1924–1926 гг.) Тамби осуществляет давнюю юношескую мечту — уходит в плаванье простым матросом (по некоторым сведениям — кочегаром). Натурные рисунки этого времени трансформируются в серию работ, выполенных в особой авторской технике, использующей приемы монотипии, цветной гравюры и литографии, в которой инструментами стали масляная краска, клей и химическая промывка. Пристрастие к «технической кухне», постоянный поиск адекватных выразительных средств не только в пластическом, но и техническом плане определяет художника на протяжении всей творческой практики. Современники запомнили его склоненным над кухонной плитой, где готовились по собственным рецептам краски, химические промывки, тонировалась бумага. В некоторых рисунках Тамби часто использует подкраску с обратной стороны, чтобы создать нужную фоновую фактуру.

В. Тамби. Ледокол. Бумага, графитный карандаш, 1925 г. Из частного собрания

В середине 1920-х годов Тамби оказывается в издательской группе ленинградского отделения Госиздата под руководством Владимира Лебедева и уверенно входит в круг «лебедят» — молодых художников, силами которых создавалась новая советская книга. Пластическая и композиционная система Лебедева ориентировала художников на тот жизненный материал, который наиболее органично соответствовал их внутренним устремлениям, в случае Тамби — это фанатическая увлеченность машинерией. Эмоциональное восприятие технического мира, отбор характерных деталей, обобщение формы, переходящей в знак, создание запоминающегося и узнаваемого образа, построение пространства книги как целостного художественного единства сделали Тамби одним из ярчайших и уникальных художников довоенного ДЕТГИЗа. Также в «лаборатории» Лебедева одним из ключевых моментов было руководство художника типографским процессом, и здесь бесспорным достоинством Тамби была его способность самостоятельно и мастерски литографировать рисунки.

В. Тамби, «Военнные корабли». Разворот книги. Государственное изд-во, 1929 г. Из частного собраниям

Будучи «поэтом» техники, художник старательно изучал практическую сторону источника своего вдохновения, был в курсе новейших открытий, штудировал специальную литературу, вел работу с периодикой — интересные материалы и фотографии из газет и журналов он вырезал и раскладывал по папкам («Буксиры», «Шлюзы», «Навигационные инструменты» и т. п.). Эти папки он пополнял в течение жизни и активно пользовался ими в работе. В некоторых станковых рисунках художника отчетливо проявляется «чертежная» графика инженерных журналов.

В. Тамби. Из серии «Нева». Бумага, тушь, акварель, белила, 1954 г. Из частного собрания

Особенность творчества Тамби — практически полное отсутствие в его работах изображения людей. В этом видится осознанное и последовательное создание образа автономного технического мира, воспринявшего, однако, человеческие качества. Своеобразная «одушевленность» машины была выражена целым комплексом приемов, главные из которых — «физическая», «тактильная» фактура рисунка или оттиска и динамичность композиции. Особенно антропоморфные и биоморфные мотивы проявляются в «нефункциональных» (станковых) работах художника, где визуальные образы технического мира могут быть представлены как шаржи или карикатуры, в которых совершенно отчетливо читаются характеры, или как прогностические наброски машин будущего, наполненные неуемной изобретательностью.

В. Тамби. Без названия. Бумага, тушь, подкраска с обратной стороны, 1942 г. Из частного собрания

В своей работе Владимир Тамби смог соединить несоединимое — причастие к одному из магистральных направлений советского искусства (новая детская книга) и маштабные художественные поиски, не совместимые с курсом развития официального искусства. Выставка в Библиотеке книжной графики — попытка обозначить творческий путь художника и показать ключевые для понимания творчества Владимира Тамби работы.

Материал подготовила

куратор Библиотеки книжной графики

Наташа Ергенс

Наверх |