На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Новости

Вернуться к списку новостей


Графика Владимира Тамби

25.03.2019

В марте в Библиотеке книжной графики идет большая выставка книжной и станковой графики Владимира Тамби. Предлагаем познакомиться с его творчеством более подборно. 

Владимир Александрович Тамби (1906–1955) родился в Петербурге в семье служащего. Раннее детство художника пришлось на революцию 1905–1907 годов, юные годы — на события Октябрьской революции 1917 года. Становление на переломе эпох, кардинальное изменение жизни и научно-технический прогресс определили романтическое отношение художника к построению нового мира, желание окунуться в жизнь и стремление «создавать машины». Исследователи отмечают, что праздник воздухоплавания 1911 года произвел на молодого Тамби сильное впечатление, и именно с этого момента он вдохновился техникой.

Систематически работать над рисунком Тамби начал в школе Отдела изобразительных искусств Народного коммисариата просвещения РСФСР (Наркомпрос). Затем он переходит в Свободные художественные мастерские (Свомас), в 1920 году поступает в мастерскую рабочих-художников Пролеткульта. В эти годы Тамби углубленно занимается живописью и за тяготение к «плотному и густому колориту» получает от друзей прозвище «Ван-дер-Тамби». Этот метод «плотности» и «заполненности» впоследствии становится визитной карточкой художника в книжной графике — страницы его книг 1920–1930-х годов полностью «запечатаны», и на этом фоне он выстраивает свои композиции. В начале 1920-х годов Тамби поступает в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), занимается у К. Петрова-Водкина и А. Карева. В 1924 году бросает учебу, присоединяется к Общине художников, вступает в Ленинградский Союз советских художников. Осваивает достижения современной полиграфии, увлекается литографией, впоследствии становится мастером этого вида искусства.

 В. Тамби. Всплытие подводной лодки. Цветная литография, 1940-е гг. Из частного собрания

С 1924 года Тамби — свободный художник. Примерно в это же время (1924–1926 гг.) Тамби осуществляет давнюю юношескую мечту — уходит в плаванье простым матросом (по некоторым сведениям — кочегаром). Натурные рисунки этого времени трансформируются в серию работ, выполенных в особой авторской технике, использующей приемы монотипии, цветной гравюры и литографии, в которой инструментами стали масляная краска, клей и химическая промывка. Пристрастие к «технической кухне», постоянный поиск адекватных выразительных средств не только в пластическом, но и техническом плане определяет художника на протяжении всей творческой практики. Современники запомнили его склоненным над кухонной плитой, где готовились по собственным рецептам краски, химические промывки, тонировалась бумага. В некоторых рисунках Тамби часто использует подкраску с обратной стороны, чтобы создать нужную фоновую фактуру.

В. Тамби. Ледокол. Бумага, графитный карандаш, 1925 г. Из частного собрания

В середине 1920-х годов Тамби оказывается в издательской группе ленинградского отделения Госиздата под руководством Владимира Лебедева и уверенно входит в круг «лебедят» — молодых художников, силами которых создавалась новая советская книга. Пластическая и композиционная система Лебедева ориентировала художников на тот жизненный материал, который наиболее органично соответствовал их внутренним устремлениям, в случае Тамби — это фанатическая увлеченность машинерией. Эмоциональное восприятие технического мира, отбор характерных деталей, обобщение формы, переходящей в знак, создание запоминающегося и узнаваемого образа, построение пространства книги как целостного художественного единства сделали Тамби одним из ярчайших и уникальных художников довоенного ДЕТГИЗа. Также в «лаборатории» Лебедева одним из ключевых моментов было руководство художника типографским процессом, и здесь бесспорным достоинством Тамби была его способность самостоятельно и мастерски литографировать рисунки.

В. Тамби, «Военнные корабли». Разворот книги. Государственное изд-во, 1929 г. Из частного собраниям

Будучи «поэтом» техники, художник старательно изучал практическую сторону источника своего вдохновения, был в курсе новейших открытий, штудировал специальную литературу, вел работу с периодикой — интересные материалы и фотографии из газет и журналов он вырезал и раскладывал по папкам («Буксиры», «Шлюзы», «Навигационные инструменты» и т. п.). Эти папки он пополнял в течение жизни и активно пользовался ими в работе. В некоторых станковых рисунках художника отчетливо проявляется «чертежная» графика инженерных журналов.

В. Тамби. Из серии «Нева». Бумага, тушь, акварель, белила, 1954 г. Из частного собрания

Особенность творчества Тамби — практически полное отсутствие в его работах изображения людей. В этом видится осознанное и последовательное создание образа автономного технического мира, воспринявшего, однако, человеческие качества. Своеобразная «одушевленность» машины была выражена целым комплексом приемов, главные из которых — «физическая», «тактильная» фактура рисунка или оттиска и динамичность композиции. Особенно антропоморфные и биоморфные мотивы проявляются в «нефункциональных» (станковых) работах художника, где визуальные образы технического мира могут быть представлены как шаржи или карикатуры, в которых совершенно отчетливо читаются характеры, или как прогностические наброски машин будущего, наполненные неуемной изобретательностью.

В. Тамби. Без названия. Бумага, тушь, подкраска с обратной стороны, 1942 г. Из частного собрания

В своей работе Владимир Тамби смог соединить несоединимое — причастие к одному из магистральных направлений советского искусства (новая детская книга) и маштабные художественные поиски, не совместимые с курсом развития официального искусства. Выставка в Библиотеке книжной графики — попытка обозначить творческий путь художника и показать ключевые для понимания творчества Владимира Тамби работы.

Материал подготовила

куратор Библиотеки книжной графики

Наташа Ергенс

Наверх |