На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Август 2020

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

04.08.2020

Запись на посещение библиотеки теперь онлайн Подробнее

03.08.2020

Лермонтовка запускает новый просветительский онлайн-проект «Воспоминания старинного особняка» Подробнее

03.08.2020

Воспоминания старинного особняка. Дом-шкатулка на Литейном проспекте. Серия 1 Подробнее

02.08.2020

МЦБС им. М.Ю. Лермонтова начинает проект «Лермонтовка идет к вам!» Подробнее

01.08.2020

Читаем на английском языке вместе с БиблиоРоссикой! Подробнее

01.08.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Растим читателя изо всех сил...

7 октября в Российской государственной детской библиотеке (Москва)  состоялась научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения».

gal

К участию в работе конференции были приглашены педагоги, психологи, социологи, филологи, сотрудники федеральных, региональных, муниципальных библиотек и другие специалисты по работе с детьми; авторы уникальных авторских методик по приобщению детей к чтению.

В ходе конференции обсуждались следующие темы:

­– «Педагогика, психология и социология детского и подросткового чтения: теория и практика»;

– «Чтение детей и подростков: развитие интереса к чтению»;

– «Библиотека: пространство приобщения детей к чтению».

Для участников конференции сотрудники РГДБ провели экскурсию по всем трем этажам библиотеки. Помещение оказалось очень большим и продуманным – есть удобные и специально оборудованные помещения буквально для всех: для семейной аудитории, для детей и подростков, а также для специалистов по детскому чтению; залы самой разной тематики: комната сказок, кабинет психолога, фонотека, большой современный  кинозал на 170 мест.

Программа конференции «Растим читателя» состояла из пленарного заседания, специализированных секций, круглого стола и мастер-классов «на десерт». С приветственным словом выступила директор библиотеки Мария Александровна Веденяпина. Ведущими пленарного заседания были сотрудники РГДБ, кандидат социологических наук Елена Андреевна Колосова и кандидат психологических наук Александра Викторовна Березина.

Первое выступление было посвящено проблеме «не-чтения». Психолог РГДБ, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению»  Наталья Григорьевна Малахова говорила о проблеме «нечитающего ребенка» и рассуждала о возможностях библиотечной педагогики.  По ее утверждению, любовь к чтению родителям нужно прививать с самого детства (читать сказки, петь колыбельные) – иначе исправлять проблему «не-чтения» в подростковом возрасте будет уже поздно.

Преподаватель гуманитарного филологического центра «Сервантинос» (при школе №1252 им. Серватеса) Зинаида Александровна Гриценко рассказала, как привить ребёнку любовь к чтению, как развить его интерес и какие проблемы могут возникнуть на этом пути. «На сегодняшний день дети посещают от 3 до 8 кружков, в приоритете – карате и балет.  Когда же детям читать, если даже в детском саду на чтение не выделяют времени? А ведь, не читающего, а слушающего дошкольника уже можно назвать читателем».

От школьников – к студентам. Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, сотрудник Московского педагогического университета, подняла вопрос о слабой подготовке студентов в педагогических вузах, о возможных векторах их переподготовки в области детского чтения – в частности, она рассказала о новых магистерских программах для повышения квалификации студентов.

На круглом столе «Школьное (обязательное) и досуговое чтение подростков: трудности и перспективы» были поднятые следующие вопросы: «Каковы социокультурные особенности жизни современных подростков, определяющие трудности читательского развития?», «Не-чтение современных школьников – чья это вина, педагогов или родителей?».  Дискуссию вели Елена Романичева, Алексей Олейников (автор детских и подростковых книг, учитель литературы школы «Лицей «Ковчег-XXI», редактор журнала «Переплет») и Ксения Молдавская (литературный критик, журналист, педагог). Весь зал активно участвовал в обсуждении – но так и не пришёл к единогласному мнению. Алексей Олейников озвучил интересную идею «школьников с 6 по 9 класс нужно вообще выгонять из школы, ведь их интересуют только отношения и выстраивание иерархий в коллективе». Эта мысль может показаться очень странной, но очень полезной при изучении подросткового чтения.

Далее по графику каждый из участников мог для себя выбрать нужную ему секцию. Я попала на одну из интереснейших и нужных «Формы работы по приобщению детей и подростков к чтению», узнала о новых современных проектах в библиотеках, об актуальных формах массовой работы. Наиболее интересным показался метод сотворчества в смысловой работе с текстом, ведь это ориентация на что-то новое, когда педагог и сам не знает, что должно получиться в конечном итоге.

gal

В завершении конференции всем желающим была предложена линейка мастер-классов. Мое занятие  «Книга про одного подростка» проводила Татьяна Вадимовна Шульц, книжный психолог. Она работает в необычном проекте – Детский книжный автобус «Бамбер».  Автобус – это книжная студия, магазин, клуб. Главной его задачей является приобщение детей к чтению. Маленький автобус ездит по школам, библиотекам, детским домам всей России. Важно не просто привезти книги, а рассказать о них так, чтобы вдохновить детей, чтобы они начали читать. Ежегодно команда «Бампера» проводит книжные мотивационные программы для 10 000 детей всех возрастов. Проект ведут настоящие специалисты своего дела. Татьяна Вадимовна с радостью поделилась секретами привлечения подростков к чтению. Раскрыла простой секрет взаимодействия с подростком – нужно поставить себя на его место, вспомнить, что вы любили в его возрасте. Таким образом, можно легко порекомендовать ему книги и привлечь к чтению.

Полная видеоверсия заседаний и Круглого стола конференции «Растим читателя» доступна на сайте РГДБ

 

                 Материал подготовлен Викторией Чупиной,

сотрудником Детской библиотеки 

Наверх |