На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Сентябрь 2020

123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

23.09.2020

С 14 сентября мы возвращаемся к привычному режиму работы Подробнее

23.09.2020

Завтра в Instagram библиотеках «Семеновская» и «На Стремянной» пройдет совместный прямой эфир Подробнее

08.09.2020

Мы победили в конкурсе «Общее дело» Благотворительного фонда Владимира Потанина! Подробнее

08.09.2020

Прямой эфир «Семеновский Live». Тема выпуска «Зачем ходить в библиотеку в XXI веке Подробнее

01.09.2020

С 1 сентября наши библиотеки снова работают по субботам Подробнее

01.09.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

«Исчезающая гармония»: интервью с фотографом Александром Моисеевым

15 октября в 14.00 в библиотеке им. А. С. Грибоедова состоится открытие выставки петербургского фотохудожника Александра Моисеева «Исчезающая гармония».

gal

Экспозицию составляют работы в жанре документальной фотографии, созданные автором в ходе путешествий по отдаленным деревням, расположенным на границе с Карелией между Ладожским и Онежским озерами. Александр приглашает окунуться в деревенскую жизнь людей, живущих на севере Ленинградской области, увидеть ее глазами художника, прикоснуться к тому, что может исчезнуть в любую минуту.

– Александр, «Исчезающая Гармония» – это Ваш первый фотопроект?

– Да, до этого фотографии были скорее разрознены. Не то, чтобы я снимал все подряд, но категориями проектов до этого не мыслил. Мне нравится снимать и пейзажи, и какие-то документальные вещи, а этот проект как раз стал синтезом пейзажной фотографии и репортажа. Такие работы помогают более целостно взглянуть на то, что ты делаешь, осмысленно подойти к теме и всесторонне ее раскрыть. Причем глубину охвата устанавливаешь себе сам. Конкретно этот проект – «Исчезающая Гармония» – я отношу к длительным. Изначально была идея сделать «год из жизни нескольких деревень», но начав снимать, понял, что тема эта гораздо глубже и всесторонней, что судьбы деревянных часовен и церквей настолько тесно переплетены с судьбами человеческими, что порой сложно разделить жизнь простого человека от жизни деревянного храма, которому уже три сотни лет. И такими простыми, обывательскими мерками, а тем более такими короткими временными отрезками, как год, тему деревянного зодчества, русской деревни не раскрыть. Тут и жизни не хватит. Конкретно этот проект снимаю уже четвертый год, но, как мне кажется, только «приоткрыл занавеску», остальное еще там, сокрыто в глубине.

gal

– В чём специфика съемки именно деревянного зодчества?

Смотря что понимать под съемкой именно зодчества. Если это архитектура, то есть непосредственно старинные церкви, то, конечно, есть свои особенности. Но я не снимаю церкви в отрыве от пейзажа, от тех людей, что живут в этих местах. Моя задача не просто снять интерьеры или некую внешнюю оболочку, а показать ту жизнь, которая происходит вокруг места, которое наши предки выбрали для храма, для деревни две-три, а то и пять столетий назад. Другими словами, для меня съемка деревянного зодчества – это не просто красивая картинка, это попытка разобраться, как и чем живут люди вокруг.

– Возникали ли у Вас сложности в общении с деревенскими жителями?

– Как таковых, сложностей особенных не было. Люди в деревне открытые и гостеприимные, хотя, конечно, не всегда готовы к общению. В особенности, если это люди очень преклонного возраста. Хотя им интересно рассказывать о своей жизни, вспоминать былое. Тут главное с открытым сердцем подходить, тогда и тебе люди будут искреннее отвечать. На выставке представлены интервью с некоторыми героями проекта – жителями этих деревень. Интервью именно текстовые, причем я сознательно не менял орфографии и оставлял авторский стиль изложения. Так, мне кажется, портрет человека воспринимается живее и правдивее. Эти беседы самые разные. С некоторыми мы говорили буквально минут 15-20, а некоторые разговоры длились часами. Я всегда стараюсь спрашивать человека о его жизни, истории его семьи. Многие из моих героев живут в домах, которые построили их родители и деды, а учитывая, что многим из них уже за 80, то родовая история восходит к началу 20-го века или даже концу 19-го.

gal

 

– Жанр фотографии, в котором Вы работаете, можно отнести к travelphoto?

Я бы не называл это именно travel photo, поскольку мне кажется, что категория travel несколько поверхностная. Это вроде как ехал, ехал, да по пути снял что-то в инстаграм, например. Я все же стараюсь копнуть глубже и часто бываю в одних и тех же местах, но в разное время года. В этом моя глубокая философия и одна из основных идей проекта. Принцип сезонности для меня очень важен.

– Встречались ли такие места или объекты, которые фотографировать было страшно?

Конкретно в тех местах, которые запечатлены в проекте, нет. Но если говорить о более глухих местах и покинутых деревнях, мы были как-то в Карелии, в Заонежье, там была одна деревенька, точнее то, что от нее осталось – одна церковь и стоит она практически в лесу. Вокруг ни домов, ни построек, а ближайшее жилье в десятках километров от нее. Так вот там было ощущение, что из ближайших кустов вот-вот выскочит какой-нибудь ошалевший мишка, когда ты его не видишь и занят своим делом. Но это ерунда, конечно.

– О чем говорит черно-белая фотография, а о чем – цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и черно-белым?

Вопрос на самом деле огромный и очень дискуссионный. Тут можно рассуждать долго. Порой в ч/б можно рассказать о чем-либо даже ярче и красочнее, чем в цвете. Мне, например, очень нравятся пейзажи, снятые в ч/б. Нравятся их лаконичность, минимализм, настроение, так острее чувствуешь эмоции природы. Но вот осень я люблю снимать только в цвете и считаю просто кощунственным лишать природу той богатой палитры красок, которая предстает перед нами в это прекрасное время года. Если говорить о проекте, то я не стал ограничиваться только ч/б, или только цветом. Причем сделал это намеренно, опять же потому что считаю, что некоторые сюжеты просто невозможно передать в черно-белых тонах. Разные жанры фотографии по-разному выглядят в цвете и без него, все зависит от субъективного мнения фотографа и то, как он видит конкретную ситуацию. А что касается второго вопроса, то у меня нечасто такое бывает, что я не знаю в каком варианте мне сделать тот или иной кадр. Зачастую еще при съемке видишь, что уместнее будет смотреться именно черно-белое фото. Раньше, когда у фотографа был только черно-белый рулончик пленки в кармане, вопрос выбора не стоял.

gal

– Что есть высшее удовольствие фотографа?

Хороший вопрос. Лично для меня это то, когда фотографии вызывают у людей мысли, эмоции, побуждают их к чему-либо, меняют их точку зрения, либо влияют на реально происходящие события. Если при помощи фотографии что-то изменилось в лучшую сторону, тронулось с места, значит все не зря.

– Хранятся ли в Вашей памяти образы неснятых кадров?

Конечно, любой фотограф видит ту картинку, которую хочет снять. У меня есть сюжеты, которые мечтаю воплотить, но не всегда обстоятельства способствуют этому. Например, я долгое время хотел снять церковь в Согиницах так, чтобы ее было хорошо видно. Потом понял, что нормально ее можно снять лишь с воды, долго держал этот образ, пока не представилась возможность перебраться на другой берег реки Важенки. Только тогда церковь показалась во всем своем великолепии.

– Какие параллели видите Вы между фотографией и литературой? Как можно «читать» фотографию?

Визуальное восприятие, конечно, отличается от слова, но иногда именно литература дополняет фотографию, делает ее образы полнее, раскрывает их с другой стороны. Если обратиться к истории, например, великих путешественников прошлого, то свои впечатления от увиденного многие фиксировали в литературных произведениях, будь то дневники или художественные произведения. Да и сейчас порой зафиксировать личные ощущения, переживания можно только словом. Фотографию в принципе можно прочитать. Если это пейзаж, в первую очередь «читаются» состояния природы, в особенности, если фотография сумела их передать. Это могут быть, например, буря, шторм, или наоборот безмолвие и тишина, переходное время между сезонами, первые заморозки. Если это репортажная, документальная фотография, то история занимает главенствующее место, а серия репортажных кадров читается не хуже хорошей книги. В целом, считаю, что тексты должны идти бок о бок с фотографиями, дополнять друг друга, тогда у зрителя складывается целостная картина.

gal

– Было ли в Вашей жизни литературное произведение, подтолкнувшее именно к этой теме для фотопроекта?

Не могу назвать какого-то конкретного литературного произведения, скорее само осознание того, что перед тобой стоит храм, который был срублен предками полтысячи лет назад, уже будоражит воображение. Только представьте себе, что где-то творил Микеланджело, Колумб открывал Америку, а Русские мужики рубили храмы, дошедшие и до наших дней. Ну чем не сюжет интересной книги?

Выставка Александра Моисеева «Исчезающая гармония» откроется в библиотеке им. А. С. Грибоедова 15 октября и продлится до 15 ноября. На открытии Вы сможете насладиться музыкальным исполнением на настоящих карельских гуслях

Материал подготовила Ольга Козулина,

сотрудник библиотеки им А. С. Грибоедова

Наверх |