На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Сентябрь 2020

123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

23.09.2020

С 14 сентября мы возвращаемся к привычному режиму работы Подробнее

23.09.2020

Завтра в Instagram библиотеках «Семеновская» и «На Стремянной» пройдет совместный прямой эфир Подробнее

08.09.2020

Мы победили в конкурсе «Общее дело» Благотворительного фонда Владимира Потанина! Подробнее

08.09.2020

Прямой эфир «Семеновский Live». Тема выпуска «Зачем ходить в библиотеку в XXI веке Подробнее

01.09.2020

С 1 сентября наши библиотеки снова работают по субботам Подробнее

01.09.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Интервью с с петербургским писателем Валерием Былинским

gal

 

Валерий Игоревич Былинский родился в 1965 году в Днепропетровске. Дебютировал в 1995 году с рассказом «Риф», опубликованном в журнале «Новый мир». Роман «Июльское утро», опубликованный в журнале «Октябрь», получил в 1997 первую премию «Новое имя в литературе» в российско-итальянском литературном конкурсе «Москва-Пенне». Рассказы печатались в литературных сборниках и журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Литературной газете». Работал редактором на ТВ, журналистом в газетах и журналах, пишет сценарии для кино. Весной 2011 года в издательстве АСТ вышел роман В. Былинского «Адаптация». В 2014 году в издательстве «Дикси Пресс» издана книга «Риф». В 2015 году Валерий Былинский стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Детство. Отрочество. Юность» за книгу «Риф: повесть и рассказы» из серии «Современная новелла». Живёт в Санкт-Петербурге.

– Валерий Игоревич, расскажите о новой книге «Риф», за которую Вам присуждена премия «Ясная Поляна».

– Книга не совсем новая. Просто она издана недавно, в 2014 году. Повесть «Июльское утро» и первые шесть рассказов в сборнике «Риф» написаны еще в середине и в конце девяностых, печатались в то время в «толстых» журналах «Новый мир», «Октябрь». И только последние шесть рассказов написаны относительно недавно, уже в 21 веке, в последние пять лет. Книга «Риф» – итог двух десятилетий моего писательства, но сюда не входит вышедший отдельно в 2011 году роман «Адаптация». Вообще, все, о чем я пишу, я определяю как написанное до «Адаптации» и после. Почему так? Просто каждый отрезок времени, который ты проживаешь, является маленькой новой жизнью, и то, что писалось пять-десять лет назад, становится прошлым, к которому уже не возвращаешься. Ты открываешь нечто новое, но не только в окружающем мире, а, прежде всего, в самом себе, адаптируешься к себе новому. Литература (как и искусство вообще) – это, на мой взгляд, способ познания мира путем его художественного преображения. И книга «Риф», в которой собраны тексты разных лет, – своего рода путь пловца, моряка, путешествие через морской барьерный Риф к новым землям и новым открытиям. Так получилось, что главные герои «Рифа» в основном молодые люди: им двенадцать, четырнадцать, пятнадцать, восемнадцать, двадцать лет. Вероятно, поэтому сборник получил премию «Ясная поляна» в номинации «Детство. Отрочество. Юность». Но мне кажется, что книга «Риф» интересна как юным, так и взрослым людям. Она о взрослении, о становлении личности и познании мира вокруг и себя в нем – но этим ведь мы и занимаемся от рождения до смерти.

Автобиографична ли повесть «Июльское утро»?

– В чем-то да. Но и сочинено – то есть придумано – там многое. Это повесть о семье, о родной крови. О Каине и Авеле нашей современности. Персонажи в «Июльском утре» в чем-то узнаваемы, как мои родственники, но во многом я сочинил такую семью, которую хотел бы иметь, хотя история и оканчивается трагически.

– Расскажите о себе, как Вы стали писателем?

– Писать я начал еще в первом классе, начинавшись книжек о приключениях. Летом, во время каникул наваял в школьной тетради роман «Остров в огне», он частями сохранился. Забавная вещь, в ней даже присутствуют древнегреческие мотивы: войны, сражения, наступления, штурмы крепостей. Одновременно я рисовал, учился в художественной школе, позже в художественном училище и долгое время был уверен, что стану живописцем. Но вышло иначе. После армии, в 20 лет я стал всерьез сочинять рассказы, с которыми и поступил в Московский литературный институт. Вообще, к писательству меня всегда побуждали авторы, которых я читал запоем и очень любил, и люблю до сих пор: Джек Лондон, Ремарк, Хемингуэй, позже Достоевский, Сэлинджер, Толстой, Маркес, Кафка, Борхес, Кортасар, Мисима, Акутагава.  

– Кто из писателей-классиков повлиял на Ваше личностное становление?

– Кроме уже перечисленных, добавил бы еще из современных западных, которых я прочитал в последние лет двадцать: Уэльбек, Литтелл, Каннингем, драматург Том Стоппард. Но любимым своим писателем я считаю Достоевского – он мне очень близок. Я часто его перечитываю. Вообще, русская классика конца 19-го и начала 20-го века – самая мощная в мировой литературе, как мне кажется. Такие вершины, которых достигали Достоевский, Толстой, Чехов, Тургенев, доступны немногим.

– Что Вы читаете сейчас?

– В основном перечитываю русскую классику, чаще всего Достоевского, Чехова, Тургенева, Гаршина, Маркеса, японских писателей. А еще интересны религиозные авторы прошлого и настоящего.

– Кого из современных писателей Вы можете порекомендовать нашим читателям?

– Из современных авторов мало кто мне по-настоящему близок. Недавним открытием стал француз русского происхождения Джонатан Литтелл, его потрясающий роман «Благоволительницы». Из наших российских современных писателей выделил бы петербургского автора Марата Басырова, у него есть очень сильный роман «Печатная машина». А вообще в Петербурге живет много стоящих писателей, которых мало знают: Это Павел Алексеев, Дмитрий Филиппов, Даниэль Орлов. Что такое совет что-то прочитать? Важна ведь привязка к личному вкусу, к собственному мировосприятию. В истории, нашей и западной, достаточно много сильных писателей, оставивших след в мировой литературе, но мне не особенно близких. Например, я равнодушен к Шолохову, к тем, кого у нас называют писателями-деревенщиками и к многим другим.

– Валерий Игоревич, объясните, как рождается литературный сюжет.

– Я сам не знаю. Скорее всего, причины тут кроются в детском непосредственном воображении, в склонности человека к фантазированию, к сочинительству, а значит, к созданию собственных миров. Наверное, каждый из нас создатель собственной вселенной, мы все пишем свою книгу. Да и Бог, возможно, нас всех тоже описывает в своей книге. Как сказано: «По образу и подобию….»

Над чем Вы сейчас работаете, поделитесь Вашими творческими планами.

– Пишу новый роман, уже давно, примерно два года. Но говорить о нем пока не хочется. Ведь любое сказанное слово является написанным в воображении, а значит, на него затрачена та же энергия, что и при написании. Вот так часто, рассказывая о своих планах, мы, сами того не желая, уже воображаем их осуществленными – но когда дело доходит до реального дела, оказывается, что ты уже пуст, сдулся, и сил у тебя никаких не осталось.

Беседовала Римма Корнякова,

сотрудник Центра культурных программ

Наверх |