На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Август 2020

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

04.08.2020

Запись на посещение библиотеки теперь онлайн Подробнее

03.08.2020

Лермонтовка запускает новый просветительский онлайн-проект «Воспоминания старинного особняка» Подробнее

03.08.2020

Воспоминания старинного особняка. Дом-шкатулка на Литейном проспекте. Серия 1 Подробнее

02.08.2020

МЦБС им. М.Ю. Лермонтова начинает проект «Лермонтовка идет к вам!» Подробнее

01.08.2020

Читаем на английском языке вместе с БиблиоРоссикой! Подробнее

01.08.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Интервью с  Андреем Смирновым

«О кинофестивалях и не только…»

 

12 сентября в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова стартует кинофестиваль «Лев Толстой в мировом кинематографе», в течение которого будут показаны 5 лучших мировых фильмов, связанных с жизнью и литературным наследием великого писателя. Подобная форма мероприятий для нашей библиотечной системы не нова. Летом у нас с успехом прошел «Lermontov_kinofest». Мы взяли интервью у Андрея Смирнова, ведущего и идейного вдохновителя всех кинофестивалей. Андрей – ведущий программ «Окно в кино», «Беседка», «Полезная консультация» на телеканале «Санкт-Петербург» и заядлый киноман. Он рассказал нам о своих любимых фильмах, отношении к экранизациям и проведении кинофестивалей в библиотеках.

gal

– Расскажите, пожалуйста, как Вы относитесь к кинофестивалям? И почему, на Ваш взгляд, такая форма мероприятий хороша в библиотеке? 

– Кинофестивали в любой форме и масштабе – это всегда определённый срез состояния современного кинематографа. Любой кинофестиваль отражает либо основные тренды и направления развития кино как искусства, либо показывает киновкусы его организаторов. Когда мы говорим о внедрении формата кинофестиваля в библиотечную среду, мы сталкиваемся с определённым видом инновации. В сознании обычного человека библиотека всегда ассоциируется с книгами. Но литературу и кино всегда объединяли одинаковые понятия и законы – нарратив и драматургия. Когда кино приходит в библиотеку, зритель и он же – читатель – оказывается в окружении двух дополняющих друг друга историй: кино начинается с литературы, а литература невозможна без кино в 21 веке. Поэтому проведение тематических кинопоказов (кинофестивалей) в разных формах: от экранизаций произведений тех или иных классиков до более глубоких форматов из категории «писатель и кино» позволяет не просто лишний раз напомнить читателям об определённом пласте в истории литературы и кинематографа, но и заставить поразмышлять над чем-то. Сегодня библиотеки – это медиа-культурные пространства, которые постоянно расширяют границы работы с читателями.

– Какое кино Вы предпочитаете?

– Вопрос, который, всегда вводит меня в ступор, и я его откровенно боюсь. В силу своей профессиональной деятельности смотрю очень много самого разного кино. У меня есть любимые кинорежиссёры, хотя, мне кажется, их все любят, но мне не стыдно в очередной раз перечислить их имена: Вуди Аллен, Оливер Стоун, братья Коэны, братья Каурисмяки, Мартин Скорсезе, Милош Форман, Ларс фон Триер и другие. Для меня кино – это форма нарратива, когда оно соблюдает все каноны, тогда оно интересно, когда не очень – то и говорить не о чем. Ну и самое очевидное – что самое интересное в кино сегодня происходит на телевидении. Мы живём в эпоху очень крутых и кинематографически солидных телесериалов. Смотрите современные американские, британские, скандинавские телесериалы – вот то место, где сегодня живёт настоящее кино!   

– Что делает фильм по-настоящему шедевральным?

– Сценарий! Это тоже самое, что и в литературе – есть драматургия, есть интересный сюжет, то и произведение получается шедевральным. Правда, в кино помимо отличного сценария должно совпасть ещё несколько факторов: умелый режиссёр, верный кастинг и грамотный монтаж, тогда фильм можно назвать шедевром, таких сейчас мало…

– Как Вы относитесь к экранизациям? Что в них самое главное?

– К экранизациям лично я отношусь очень позитивно. Как я уже говорил, без литературы кино невозможно. Конечно, с одной стороны, экранизировать какой-нибудь роман или пьесу – легко, есть готовая история, только снимай. Но с другой стороны, можно попасть в не очень приятную ситуацию. Почему-то принято считать, что экранизация всегда хуже оригинального литературного первоисточника. Но многие при этом забывают, что экранизация сама по себе – это самостоятельное произведение искусства, это уже кино, а не литература. Не обязательно постранично и дословно следовать книге, главное – передать суть повествования, идею и замысел автора, а тот факт, что герои не совсем похожи по описаниям на свои прототипы или кинематографисты что-то убавили или добавили ради выразительного эффекта – это всё законы жанра. И нельзя забывать, что кино – это не литература, это визуальный вид искусства, здесь важна «картинка», в отличие от книги. Так что – чем больше экранизаций, тем лучше для самой литературы, это же форма её популяризации. Кто-то посмотрит фильм и захочет перечитать роман или, вообще, откроет для самого себя того или иного писателя.

gal–   Какие экранизации Вы считаете самыми успешными?

– Я не буду оригинален, но есть у меня любимые экранизации, которые лично я сам для себя считаю удачными. Я обожаю литературу «потерянного поколения», поэтому классика американского кино на эту тему мне близка: «Великий Гэтсби» с Робертом Рэдфордом, «Прощай, оружие!» Джона Хьюстона и Чарльза Видора, «Театр» Иштвана Сабо. Конечно же, нельзя не вспомнить и культовые «Унесённые ветром» – я сомневаюсь, что кто-то скажет, что это не удачная экранизация. А по моим профессиональным наблюдениям, лучше всего экранизировать удаётся британцам: равных им в их таланте перенесения своей литературной классики на большой экран – просто нет в природе. Из отечественного кино: это, бесспорно, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Идиот» Ивана Пырьева и мой самый любимый фильм-экранизация, первый советский триллер «Десять негритят» Станислава Говорухина.     

– По каким литературным произведениям Вы бы хотели увидеть экранизацию?

Мой самый любимый писатель – Френсис Скотт Фицджеральд. Он успел написать не так много романов, хотя в его литературном наследии масса короткий рассказов и новелл. Основные произведения классика американской литературы экранизированы, но нет ничего дурного в том, чтобы их заново экранизировали – мне это интересно. А уж сколько много можно наснимать фильмов по мотивам его коротких рассказов – это тоже отлично! Кстати, возвращаясь к теме телесериалов, вот лично я с нетерпением жду новый сериал по мотивам незаконченного романа Фицджеральда «Последний магнат» с кучей голливудских звёзд.  

– Какую литературу Вы предпочитаете? Ваша самая любимая книга?

– Повторюсь, что я – большой поклонник творчества писателей «потерянного поколения». Я перечитал многое из Фицджеральда, Хемингуэя, Ремарка и других. Очень люблю Сомерсета Моэма, Ивлина Во и современную скандинавскую литературу, особенно – финскую. Не могу выделить «самую любимую книгу», но могу назвать, которая произвела на меня сильное впечатление за последнее время – это роман финского классика современности Арто Паасилинны «Очаровательное самоубийство в кругу друзей».  

– Фестивали о каких писателях Вы бы хотели провести в будущем?

– Я очень рад, что нам вместе с Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова удалось внедрить такой формат, как «писательские кинофестивали». Мы стартовали в июле с «Lermontov_kinofest», который благодаря стараниям руководства и сотрудников библиотеки получился очень грамотно организованным с отличной программой. Несмотря на разгар лета, залы каждый вечер были переполнены, что говорит о зрительском интересе к подобным тематическим киноподборкам. Осенью мы вновь решили вспомнить великих русских классиков: сентябрь у нас посвящён Л. Н. Толстому и тому, как его хрестоматийные произведения переносились на экран в мировом масштабе. В октябре мы вспомним Н. С. Лескова и покажем практически все экранизации его произведений, сделанные отечественными кинематографистами. По большому счёту, не стоит останавливаться и, как мне кажется, можно сделать большой цикл кинопоказов о петербургских писателях – многие наши классики жили в Городе на Неве, неплохо было бы вспомнить их произведения и то, какими они остались в памяти кинематографа: Гончаров, Достоевский, Гоголь, Пушкин и многие-многие другие. Тем более, что Петербург во многих произведениях выступает отдельным персонажем. Моя заветная мечта – это цикл кинопоказов по мотивам творчества «писателей потерянного поколения», о которых я всё интервью активно вспоминаю, надеюсь, их мы тоже сможем показать и вспомнить.   

Интервью брала PR-специалист МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Мария Санталова

 

Наверх |