На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Август 2020

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

04.08.2020

Запись на посещение библиотеки теперь онлайн Подробнее

03.08.2020

Лермонтовка запускает новый просветительский онлайн-проект «Воспоминания старинного особняка» Подробнее

03.08.2020

Воспоминания старинного особняка. Дом-шкатулка на Литейном проспекте. Серия 1 Подробнее

02.08.2020

МЦБС им. М.Ю. Лермонтова начинает проект «Лермонтовка идет к вам!» Подробнее

01.08.2020

Читаем на английском языке вместе с БиблиоРоссикой! Подробнее

01.08.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

«Игра воды»: очерк о прошедшей выставке 

 

В библиотеке «Лиговская» с 27 февраля по 26 марта состоялась выставка «Игра воды», посвященная 130-летию импрессионизма в музыке. В 1886 году три сочинения французского композитора-новатора Эрика Сати – «Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды» –  перевернули представление о традиционной музыке и заставили убедиться в возможности абсолютно нового звучания, переломив тем самым многовековое развитие классической музыки. Минимализм, примитивизм, неоклассицизм, эмбиент – направления музыкального искусства XX века, родоначальником которых стал импрессионизм. Рубеж XIX и XX веков – сложный исторический период во всем мировом искусстве. Приходит осознание усталости от косных традиций, желание найти и понять новое содержание, претворить его в принципиально новых формах. Так акцент смещается в сторону чувств и эмоций, которые возникают под воздействием обстоятельств внешней или внутренней жизни. Первыми новаторами в поисках другого содержания стала группа художников-импрессионистов – Моне, Мане, Дега, Писсаро – они акцентировали свое внимание не на том, что именно происходит, а как это происходит и какие чувства при этом процессе возникают. Музыканты и поэты подхватили эту мысль, вдохновившись работами художников. Так начался импрессионизм в музыке.  
gal

Экспозиция выставки «Игра воды» была посвящена трём основным композиторам-импрессионистам – Эрику Сати, Клоду Дебюсси и Морису Равелю. Три француза, три яркие личности, три новатора музыкального искусства. Каждый из них по-своему обогатил музыку, внес свое содержание, формы и технические средства.  Однако именно их творчество позволяет нам говорить об импрессионизме как о переломе и кардинально новом взгляде на музыкальные традиции.

В экспозиции можно проследить развитие направления от его истоков до вершины и перехода в новые течения. Углубленному восприятию этого процесса способствовали фотоизображения, а также сопроводительные тексты, в которых раскрывались как личности музыкантов, так и технические и содержательные особенности их творчества. Эрик Сати – аскетичный бунтарь-новатор, родоначальник направления, первый композитор, представленный на выставке, чья незаурядная личность и немногочисленное, но глубокое по своей сути наследие в музыковедении исследованы мало. Основной акцент в экспозиции был сделан на Дебюсси, так как именно он довел импрессионистские звучания до вершины, и именно по отношению к его музыке было впервые употреблено слово «импрессионизм». Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» – музыкальное полотно, насквозь пронизанное настроениями и чувствами, вызванными у Дебюсси после прочтения одноименной поэмы Стефана Малларме. Морис Равель – значимая фигура для всего музыкального мира. Его фортепианное сочинение «Игра воды» стало образцом колористичности и звукописи, а знаменитое «Болеро» до сих пор считается манифестом французской музыки.

gal

Экспозицию выставки дополнял ряд арт-объектов, которые наглядно помогали зрителям осознать сущность этого музыкального течения. В их ряду – аутентичная аллюзия на одну из совместных работ композитора Эрика Сати и фотографа Ман Рэя «Подарок». Объект представлял собой утюг, к подошве которого приклеены четырнадцать медных гвоздей. Так он становится символом отрицания рациональности, всех традиционных канонов, указывает на появление нового пути в искусстве и отражает незаурядную логику мышления художников рубежа веков. В 1974 году Ман Рэй создал 5000 подобных «Подарков», перенеся акцент, таким образом, на концептуальную сторону объекта, а не на его материальное воплощение.  Объект выставки в библиотеке был назван «5001».

Другим объектом выставки был белый шар, который носил название «Многогранность». Именно на примере такого обычного предмета можно осознать множественность взглядов и чувств, вызываемых предметом или неким происходящим процессом. Даже самые незначительные события способны вызвать в нас волну эмоций – у каждого свою по насыщенности. Художники-импрессионисты смогли научиться замечать эти эмоции и придавали им огромное значение.

gal

Внутренний процесс личности в эпоху импрессионизма по-прежнему важен. Рождение чувств – постепенное, чуть заметное, имеющее разные оттенки, способное к взрыву. Так и музыка передает эти чуть уловимые оттенки и движения души, помогает услышать внутренние голоса. Фантазия слушателя активизируется, чувства переходят в разные стадии существования, сменяют друг друга, вспыхивают и исчезают. Иллюстрацией этого процесса в экспозиции выставки стал арт-объет «Крещендо».

Аудиоматериалы, сопровождающие выставку, погружали зрителя в чувственный мир восприятия внутренней и внешней жизни. Прочитанное и увиденное превращалось в осознанные звуковые образы и впечатления.

Сотрудник библиотеки «Лиговская»,
Анастасия Мельникова
 

 

 

Наверх |