На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Сентябрь 2020

123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

23.09.2020

С 14 сентября мы возвращаемся к привычному режиму работы Подробнее

23.09.2020

Завтра в Instagram библиотеках «Семеновская» и «На Стремянной» пройдет совместный прямой эфир Подробнее

08.09.2020

Мы победили в конкурсе «Общее дело» Благотворительного фонда Владимира Потанина! Подробнее

08.09.2020

Прямой эфир «Семеновский Live». Тема выпуска «Зачем ходить в библиотеку в XXI веке Подробнее

01.09.2020

С 1 сентября наши библиотеки снова работают по субботам Подробнее

01.09.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Фотограф Людмила Таболина в гостях у «Тимирязевки» 

 

Весной 2016 года классик моноклевой фотографии Людмила Таболина прочитала в библиотеке им. К. А. Тимирязева три лекции, посвященные истории пикториализма,  течению в фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв. Мероприятие осуществлялось в рамках библиотечного клуба «Монокль» совместно с Фондом и школой фотографии «Петербургские фотомастерские».

gal

 Фотопортрет Л. Таболины. Г. К. Таболина. 1996 г. 

 

– Расскажите, пожалуйста, как Вы начинали свой путь в фотографии?

– Когда я стала студенткой Технологического института, в общежитии в одной комнате со мной оказалась девушка с фотоапаратом. Мы с ней подружились, и через год я тоже обзавелась фотокамерой.

 – Вы являетесь автором  более 40 персональных выставок и участником более ста групповых проектов. Чему была посвящена Ваша первая персональная фотовыставка?

– Первая персональная выставка была в профкоме Технологического института, и на ней  были представлены фотографии  из жизни моей родной деревни Ладыгино в Тверской обл.

– Как Вы пришли к идее организации своей фотовыставки?

– Это была не моя инициатива, а членов профкома, которые были в курсе моей увлеченности фотографией.

– По специальности Вы являетесь химиком-технологом. Помогает ли Вам  это в фотографии?

– Я занималась изучением нефтяных остатков, которые тяжело разделяются и трудно  анализируются. С фотохимией это не связано никак, но помогало понять, что в мире все очень сложно и взаимозависимо. 

– Когда и откуда Вы вообще узнали о направлении «пикториализм»? Ведь с начала 1930-х гг. оно было подвергнуто идеологическому разгрому, а его наследие оказалось выведено из художественного обихода на долгий срок.

– В 1991 году я познакомилась с фотографом Георгием Колосовым, который прошел школу московского фотоклуба «Новатор». Организаторами  этого клуба были фотографы старой русской школы Александр Владимирович Хлебников и Георгий Николаевич Сошальский. О том времени Колосов вспоминал так: «..В первые годы в клубе, который тогда насчитывал более трехсот членов, секцию натюрморта вел Хлебников, общий фотографический семинар – Сошальский, секцию репортажа – Борис Всеволодович Игнатович, секцию пейзажа – Сергей Кузьмич Иванов-Алилуев. Нередко заглядывали Василий Иванович Улитин и Абрам Петрович Штеренберг. То есть наставников - не классиков там не было! Изобразительная культура – это то единственное, что могли донести до нас учителя, поскольку о свободном творчестве речи быть не могло, особенно в фотографии – пропагандистской машине того времени. Зато фотографическую форму отцы-новаторы укрепили прочно». Георгий Колосов подарил мне монокль и рассказал о пикториальной фотографии. Так появился интерес. Потом  в Публичной библиотеке я читала «Вестник фотографии» и  другие старые журналы, стала разыскивать статьи о пикториализме в книгах по истории фотографии и т.д.

– Как получилось, что из всех фотографических направлений Вас заинтересовал именно пикториализм?

– Когда мне в руки попал монокль, я поняла, что это та «кисточка», которая рисует мир наиболее адекватно моему восприятию. Так я вместе с моноклем полюбила и оптический пикториализм.

–  Можно ли говорить о том, что любая съемка при помощи объектива «монокль» – это уже пикториальная фотография, или это будет большим преувеличением?

– Монокль – это инструмент, а снимает фотограф. Никому не приходит в голову назвать человека художником, потому что он приобрел кисточку и краски. Моноклем можно снять шедевр, а можно просто нерезкую картинку, называемую на жаргоне «мылом». 

– Как Вы пришли к идее не только фотографировать, но и преподавать фотографию, в частности, пикториализм? Сложно ли было находить информацию, посвященную его истории?

–  Глядя на засилье «мыла» в интернете, я несколько лет назад согласилась вести группы по пикториальной фотографии. И каждую творческую встречу объясняю, что монокль – это резкий объектив. Достойной литературы по фотографии теперь появилось достаточно. Многое доступно в интернете. Так что теперь об истории пикториализма информацию найти не сложно.

– Что Вы порекомендовали бы фотолюбителю  почитать о пикториализме?

– В 2002 году издан каталог выставки «Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы» (М. Арт-Родник). То же издательство начало выпускать серию альбомов  «Фотографическое наследие», посвященных и фотографам пикториального направления. В 2005 году Московский дом фотографии издал каталог выставки «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900-1930 годов».  Если перечислять все, что было выпущено в последние  20 лет  на эту тему, места не хватит.

– Как Вы считаете, какие именно книги по фотографии должны быть в библиотеке, если ее специализация – «фотография»?

– Кроме литературы по технике фотографии должна быть литература по истории фотографии и мировоззренческого характера.  Должны быть Сьюзен Сонтаг, Джон Берджер, Вальтер Бельямин , Ролан Барт, Джон Бергер и др.

–  Как библиотекари, мы не можем пройти мимо Вашего фотопроекта «Паломничество по литературным местам».  Как Вы пришли к его идее?

– Проект рождался постепенно и стихийно. В Пушкинские горы меня пригласили друзья, из сотрудничества с музеями Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова и А. А. Ахматовой  родились остальные проекты.

–  По какому принципу Вы отбирали поэтов  и писателей для Вашего фотопроекта? Почему из всех классиков – именно А. А. Ахматову, А. С. Пушикина, Ф. М. Достоевского и В. В. Набокова?

– Потому что я именно их люблю и понимаю больше всего

– Планируете ли Вы продолжать Ваш проект или Вы считаете его завершенным?

– Никогда не знаешь, что будет завтра.

– Что Вы пожелали бы нашим фотографам-читателям?

– Снимать не то, что видишь, а то, что ищешь. Это мысль Георгия Колосова, и я с ней согласна.

Материал подготовила
Ирина Иванова,
сотрудник библиотеки им. К.А. Тимирязева

 

Наверх |