На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Август 2020

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

04.08.2020

Запись на посещение библиотеки теперь онлайн Подробнее

03.08.2020

Лермонтовка запускает новый просветительский онлайн-проект «Воспоминания старинного особняка» Подробнее

03.08.2020

Воспоминания старинного особняка. Дом-шкатулка на Литейном проспекте. Серия 1 Подробнее

02.08.2020

МЦБС им. М.Ю. Лермонтова начинает проект «Лермонтовка идет к вам!» Подробнее

01.08.2020

Читаем на английском языке вместе с БиблиоРоссикой! Подробнее

01.08.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Фотограф – Климент Аркадьевич Тимирязев

«Конечно, если фотограф будет щелкать направо и налево своим кодаком, снимая походя «интересные места», то в результате получится лишь утомительно пестрый инвентарь живых и неодушевленных предметов ... Так ли относится к своей задаче истинный художник

К. А. Тимирязев

Говорят, что со временем долгоживущие вместе люди или супруги становятся похожими друг на друга.  Думается, что это верно и относительно библиотек, которые носят чьи-то имена. Так и библиотека им. К. А. Тимирязева все больше и больше схожа интересами и деятельностью с Климентом Аркадьевичем Тимирязевым, специалистом по физиологии растений и крупным пейзажным фотографом  начала XX века. О его увлечении фотографией и хотелось бы рассказать нашему читателю.

gal

Увлечение фотографией было делом семейным:  Климент Аркадьеваич передал  его своему сыну.  На это ясно указывает  тот факт, что   вместе они участвовали в  конкурсе в Нижнем Новгороде.  Конкурс проходил в рамках XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки,  там семья Тимирязевых, представившая около  40 работ,  получила «серебряный диплом за серию отличных черно-белых диапозитивов, отображающих природу средней полосы, Финского залива, Италии».   Для того времени количество снимков  было немалым, если помнить, что проявка и печать каждого кадра представлял собой кропотливую работу. О  победе на конкурсе  упоминалось даже в советское время в журнале «Юный техник» (№ 7 за  1959 г., стр. 75) в статье «К. А.Тимирязев – призер всероссийских фотовыставок».

Научная и творческая деятельность ученого тесно переплетались, выливаясь в его интерес именно к пейзажу в искусстве. Например, он перевел на русский язык биографию мастера романтического пейзажа Уильяма Тёрнера и не смог удержаться от того, чтобы не написать к ней вступительную статью «Естествознание и ландшафт». Классические работы К. А. Тимирязева о фотографии тоже были посвящены природе:  

  • публичная лекция «Фотография природы и фотография в природе»;
  • статья «Фотография и чувство природы», впервые опубликованной в 1897 г. в сборнике «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам»;
  • лекция «Цвета и краски в природе и фотографии», прочитанная в 1898 г.

Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли считать ее искусством и чем является тогда фотография  по отношению к живописи. Неудивительно, что К. А. Тимирязев не смог пройти мимо такой важной темы в своей работе «Фотография и чувство природы». Он считал, что художественная фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений красотами природы, поэтому она может рассматриваться в качестве одного из видов изобразительного искусства.  Его подход  к значению фотографии нашли горячую поддержку со стороны одного из крупнейших мастеров  «пейзажа настроения»  Исаака  Левитана. В своем письме к Тимирязеву Левитан писал, что его брошюру  «Фотография и чувство природы» он прочитал с большим интересом. «Есть положения,— писал он, — удивительно глубокие в ней. Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, абсолютно верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна».

gal

К. А. Тимирязев, как великий естествоиспытатель,  сочетал  глубокие знания физики и химии, что было очень важно в то время для занятий фотографией,  поэтому в его статьях и научно-популярных выступлениях встречается множество  замечаний, связанных с практическим применением фотографии.  С учетом открытия немецкого химика Фогеля  оптической сенсибилизации, К. А. Тимирязев проводил опыты поведения хлорофилла как фотографического спектрального сенсибилизатора путем обработки бромосеребряных коллодионных пластинок спиртовым раствором.  Тут поясним, оптические сенсибилизаторы - это вещества, повышающие чувствительность кино-, фотопленок, фотографичеcких пластинок к некоторым цветным лучам, что весьма важно для самого существования  цветной фотографии. 

В  своей Крунианской лекции в Лондонском Королевском обществе (30 апреля 1904 г.) на тему «Космическая роль растений» К. А. Тимирязев продемонстрировал действие хлорофилла на бромосеребряные желатиновые пластинки, применив для обработки водный раствор хлорофиллина натрия, спектр поглощения которого одинаков с хлорофиллом, а так как он растворим в воде, то и мог быть применен для желатиновых слоев. 

Деятельность К. А. Тимирязева в фотографии высоко оценил журнал «Вестник фотографии», отмечая 70-летний юбилей ученого. В 1913 г. в нем писали: «К. А. был один из первых фотографов-любителей в России, всегда сознававший важное значение фотографии, как науки, как помощницы ученого исследователя и как воспитательного средства. К. А. Тимирязев состоит сочленом нашего общества с 1894 г., в 1896 г. он был избран в почетные члены нашего общества, а в период около 1903 г. был членом нашего правления. Он нередко экспонировал на выставках (например, на выставке 1898 г. в Москве) обширные коллекции своих диапозитивов, сделанных при помощи простых аппаратов и иллюстрирующих, как нужно изучать природу, его статья  «Фотография и чувство природы» многим и многим открыла глаза на истинные задачи светописи».

gal

Помимо научных изысканий К.А. Тимирязев проявил себя в фотографии и как изобретатель:

- сконструировал особый прибор для зажима книг при фотографировании иллюстраций – фотомикрометр;

 - создал увеличительный аппарат для печати снимков.

Ученый-фотограф  оставил  потомкам  сотни художественных фотоснимков и свыше 2000 негативов, которые хранятся в Мемориальном  музее К. А. Тимирязева. Ну, а библиотека им. К. А. Тимирязева в Санкт-Петербурге продолжает дело своего вдохновителя: ежемесячно проводятся мастер-классы, лекции и творческие встречи с фотографами в рамках открытого фотоклуба «Монокль». Особую гордость составляет подборка по фотолитературе и миниколлекция фототехники, с которой может познакомиться каждый желающий.

Материал подготовила куратор фотоклуба «Монокль»  

                  библиотеки им. К. А. Тимирязева И. Г. Иванова 

Наверх |