На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Август 2020

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

04.08.2020

Запись на посещение библиотеки теперь онлайн Подробнее

03.08.2020

Лермонтовка запускает новый просветительский онлайн-проект «Воспоминания старинного особняка» Подробнее

03.08.2020

Воспоминания старинного особняка. Дом-шкатулка на Литейном проспекте. Серия 1 Подробнее

02.08.2020

МЦБС им. М.Ю. Лермонтова начинает проект «Лермонтовка идет к вам!» Подробнее

01.08.2020

Читаем на английском языке вместе с БиблиоРоссикой! Подробнее

01.08.2020

Наш QR-код по безопасной деятельности организации Подробнее

Фотограф Андрей Чежин 

в библиотеке им. К. А. Тимирязева

gal

 

В октябре-ноябре в библиотеке им. К.А. Тимирязева с циклом лекций об арт-фотографии выступал мастер современной российской фотографии Андрей Сергеевич Чежин.  По окончании проекта,  проводимого совместно с Фондом и школой «Петербургские фотомастерские», лектор любезно согласился ответить на наши вопросы.

– Андрей Сергеевич, из вашей биографии мы знаем, что Вы учились в Ленинградском институте киноинженеров и именно в этот период увлеклись фотографией. Какую специальность Вы в итоге получили?

–  Я учился на механическом факультете, специальность – кино-фотоаппаратура, производство и эксплуатация. 

– В одном из интервью Вы сказали, что начали фотографировать из-за того, что не умели рисовать. Почему Вы всё-таки решили заняться фотографией?

– Когда был маленьким, много рисовал, но нигде рисованию не учился, так как занимался волейболом. Фотография подкупила своей условной правдой изображения. 

– В одной из статей Вы сказали: «Я понял: надо всё-таки учиться, причём учиться очень плотно. Я «прописался» в Публичной библиотеке, стал отсматривать большое количество фотоальбомов, как наших, так и зарубежных». По какому принципу Вы их отбирали: искали в каталоге, обращались к библиографу или уже знали определенные имена?

– Это был период, когда я начал фотографировать свой проект «Автопортрет 366 дней», 1990-91 – ежедневное фотографирование себя. Через месяц после начала съемки, я понял, что у меня нет фотографических идей, и решил пойти в Публичку  «тырить» идеи  известных авторов. Понятно, что я перерабатывал чужие идеи и за счет этого посмотрел много различных альбомов, от очень известных фотографов, до, совсем мне неизвестных. Начинал через каталог фотографических альбомов и тупо «просеивал», что-то оставалось. Сейчас можно просто сидеть в Интернете, но смотреть альбомы, конечно же, приятнее и интереснее.

– Какие книги по фотографии Вы рекомендуете прочитать каждому, кто хотел бы заняться этим видом искусства вплотную?

– Я не очень люблю книги типа «Как научиться фотографировать» или «Как правильно фотографировать», да в то время, кроме Л. Дыко или С. Морозова, практически ничего не было. Считаю, что каждый сам должен выработать свои принципы, конечно, стоит сначала освоить какие-то азы, чтобы потом их спокойно нарушать. Мне нравится книга В. Флюссера «За философию фотографии», продираться через философские дебри сложно, но лично меня выводы очень обнадежили, что направление движения выбрано верно. Я думаю, лучше читать книги не сугубо фотографические, а которые опосредованно взаимодействуют с фотографией. И, конечно, различные справочники по использованию аппаратуры, материалов и их обработки.

– Как Вам пришла в голову идея стать фотографом-постмодернистом, ведь в СССР еще господствовал социальный репортаж? У вас перед глазами были примеры такого пути или же Вы самостоятельно искали свой путь в фотографии и только потом классифицировали себя как фотографа-модерниста? Кого Вы могли бы назвать своим учителем?

– Когда я пришел в фотоклуб «Зеркало», там господствовал именно социальный репортаж, но даже тогда мне был интереснее субъективный документализм с различными ответвлениями в фотографический абсурд и концептуализм. С началом перестройки этим практически совсем стало неинтересно заниматься, так как социальный репортаж вылез на страницы газет и журналов, надо было придумать что-то другое. Не скажу, что я осознанно пришел в постмодернизм, в то время я интересовался очень многими направлениями искусства, но так получилось, что все, что я получал из всего, что меня окружало, наиболее полно реализовалось в фотографии. Это был какой-то очень интуитивный процесс, но, как известно, количество перерастает в качество. Как такового одного учителя назвать не могу, скорее, было самообразование и впитывание, как губка, всего, что мне было интересно, к чему я хотел бы прикоснуться и проявить свою любовь.

– Как известно, одно из ваших творческих кредо – концептуальность фотографического процесса. Как преподавателю по фотографии вам наверняка приходилось давать определение этому термину. По каким критериям Вы определяете для себя концептуальную фотографию?

– С самого начала фотографирования мне была интересна концептуальность фотографического процесса, естественно, я об этом не думал, все вылезало само собой, по-видимому, было заложено природой. Но потом, когда я понял, что работать одиночной картинкой мне не интересно, захотелось составлять какие-то серии, ряды, проекты. Сегодня я не представляю себя другим, просто взять и пойти что-нибудь поснимать мне не интересно, лучше почитать или кино посмотреть. Если я и беру камеру в руки, то в основном, когда есть некая идея осознанная или не осознанная, интуитивная, тогда я готов работать столько времени, сколько потребуется для её реализации. Не всегда это все получается, но это очень интересно. Очень важно, чтобы по возможности каждая работа в ряду была интересна сама по себе, а сама идея считывалась любым доступным образом. Неважно, что вызывает у зрителя некое визуальное высказывание: приятие или неприятие, главное, чтобы не было безразличия.

–  Мы слышали, что Вы принципиально не работаете с «цифрой» и никогда не прибегаете к компьютерной обработке изображений.

– Вообще-то,  мне совершенно неважно, кто на что снимает, главное, чтобы это было интересно, а чем сделано – все равно. Но, самому мне интереснее работать с аналоговыми камерами, в основном с черно-белой пленкой. Конечно, у меня есть цифровая мыльница, но она используется в основном для репродукции уже готовых фотографий.

– Вы сделали фотоиллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Как Вам в голову пришла эта идея, и почему выбрали именно это произведение?

– На самом деле, я не делал иллюстрации к поэме, просто, когда мне предложили сделать авторский альбом в издательстве Ивана Лимбаха, художники Плаксины, которые собирали его, предложили использовать поэму Пушкина, так как альбом выпускался к двум юбилеям: 200-летию со дня рождения Пушкина и 300-летию основания Петербурга.

– В одном из интервью Вы сказали, что самая главная задача фотографии – это отображение действительности. В связи с этим, хотелось бы спросить: какую действительность Вы имеете в виду – реальную или вымышленную? К примеру, Вы создавали фотографии к поэме, но событий, описываемых в ней, никогда не было в реальности. Какие же задачи в данном случае решают фотоиллюстрации?

– Любая фотография по своей сути субъективна, объективно взирать на мир может только Абсолют – Господь Бог, но по способу производства, фотография с некоторыми оговорками является отображением действительности. Мы смотрим на фотографию и верим ей. Но самому мне не очень интересна просто фотографическая фиксация того, что я вижу, ведь я это уже увидел, мне интересно сфотографировать то, что я не могу представить, поэтому я использую съемки с масками, мультиэкспозицию. Практически, пока не проявлена пленка, я не знаю, что на ней получилось и получилось ли вообще что-нибудь. С другой стороны, все уже зафиксировано на пленке, и я ничего в изображении не смогу изменить, только при печати выровнять контраст и все. Если говорить об иллюстрировании, то мне никогда не было интересно буквально переводить текст на язык фотографии, так как для меня всегда важны именно ощущения.

– Как известно, у вас есть авторский проект «Я хотел вернуться к тебе и не мог» (к 100-летию со дня рождения В. B. Набокова). Можете рассказать более подробно о нем? И почему Набоков?

– Во-первых, я очень люблю Набокова, в основном его русскоязычный период, во-вторых, проект делался во время открытия музея Набокова в Петербурге, и организаторы предложили открыть его групповой фотографической выставкой. Их бы устроило несколько фотографий от автора, но, если уж делать, так что-то серьезное, поэтому я им сразу предложил, если у меня что-то получится, то сделать в будущем персональную выставку, что и произошло. В-третьих, была возможность фотографировать в самом музее и использовать различные артефакты из фондов музея.

– Вы являетесь автором книг, например, «Город-текст», «Пространство постмодернизма», которые состоят из фотографий. В связи с этим, хочется спросить, что вы считаете фотокнигой?

– В принципе, «Город-текст» – это мой роман с городом, и он и фотографировался, как роман, я даже не понял, когда он прекратился, просто перестал снимать город, и через десять лет мне предложила искусствовед Мария Шейнина издать полностью весь проект с её текстами к каждой главе. А «Пространство постмодернизма» – это первый альбом, в котором были напечатаны фрагменты моих серий, он был ограничен количеством фотографий, так что многие вещи просто не вошли. Так же я делаю авторские книги, то, что называется «книга художника», все делается ограниченным небольшим тиражом врукопашную. Это небольшие книги, посвященные либо кому-нибудь, либо какой-нибудь теме. Естественно, они целиком построены на фотографиях или фотографических проектах. 

– Как Вы считаете, какие именно книги по фотографии непременно должны быть в коллекции библиотеки?

– Чем больше разных книг по фотографии будет в библиотеке, тем лучше. Это, конечно же, фотографические энциклопедии, фотографические сборники, фотографические коллекции, авторские альбомы, ретроспективы. Важно, чтобы при взгляде на книгу, ее захотелось взять в руки и полистать.

 

Материал подготовили сотрудники библиотеки им. К. А. Тимирязева

Иванова Ирина и Плаксина Елена

Наверх |