На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

 

Лермонтовские чтения 

«Лермонтовские чтения» проходят в Петербурге с 2006 года. В нашей библиотеке выступают с докладами лермонтоведы, писатели, литературные критики, историки, филологи, журналисты из разных городов России и мира. Помимо филологических вопросов освещаются исторические, искусствоведческие и другие аспекты творчества М. Ю. Лермонтова. Одно из главных правил «Чтений» – все рассматриваемые темы должны быть интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу любителей литературы.

Среди участников первых «Лермонтовских чтений» были И.П. Белавкин – заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Ассоциации «Лермонтовское наследие», В.А. Захаров – заместитель директора Центра кавказских исследований МГИМО (У) МИД, И.П. Щеблыкин – профессор государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского и другие. С каждым годом география докладчиков расширяется. У нас выступали лермонтоведы из Москвы, Пензы, Кемерово, Ярославля, Самары, Воронежа и других городов России. С 2010 года в «Чтениях» принимают участие зарубежные исследователи: из Японии, Италии, Германии, Эстонии, Хорватии.

С 2011 года тематические «Лермонтовские чтения» проходят на разных городских площадках. Доклады о «Лермонтове и театре» звучали в Музее театрального и музыкального искусства, а в Библиотеке Книжной графики обсуждалась тема «Лермонтов и изобразительное искусство», в 2013 г. дискуссия о музыкальных сюжетах состоялась в Музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В год 200-летнего юбилея Лермонтова, "Лермонтовские чтения" проводились в Царском фойе Александринского театра с показом телевизионного фильма-спектакля "Тамбовская казначейша" в постановке Валерия Фокина и в полуциркульном зале Конюшенного корпуса Елагиноостровского дворца-музея с экскурсией по Межмузейной выставке «Герой нашего времени». В 2015г. X международные Лермонтовские чтения открылись 15 октября в день рождения поэта в Большом конференц-зале Пушкинского Дома при участии специалистов России и зарубежья. Темой конференции в этом году стал «Синтез искусств в лермонтовском наследии». В "Чтениях" приняли участие порядка 60 человек: среди них были специалисты-филологи, студенты, гости из-за рубежа, а также все, кого интересует литература и лермонтовское наследие.

По итогам «Лермонтовских чтений» издается ежегодный сборник. В редколлегию входят филологи из высших учебных и научных заведений Санкт-Петербурга и Москвы, а также директор МЦБС им. М. Ю. Лермонтова. Мы с гордостью храним многочисленные положительные отзывы о наших сборниках от коллег и читателей.

 

  

Отзывы о сборниках "Лермонтовские чтения"

"Лермонтовские чтения-2011"

«Какое роскошное издание! Роскошное даже не по богатству самого издания, а по его культуре, дизайну, оформлению. По культуре подходов к тексту. Поэтому Вы столь тщательно работали с каждым автором, убирая малейшие недочёты. Логотип Вашей удивительной Библиотеки, гравюра - силуэт по рисунку Н.В. Ильина «Лермонтов на Кавказе», тональность умиротворяющих зеленых тонов - всё превосходно в высшей степени. Прочитала не только собственную работу, но и работы коллег. Начальный комплекс работ о «Маскараде» задал нужную отправную энергию всему сборнику. Интересны работы о «Двух братьях», об оперно-балетном Лермонтове в репертуаре наших театров. …вся книга целенаправленно отвечает теме «Лермонтов и театр» − интересны театральные дискурсы и природа театральности лермонтовского творчества. … впечатление сложилось цельное, сильное и замечательное».

М.Г. Ваняшова,

доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного театрального института.

"Лермонтовские чтения-2012"

"В книге собраны выступления на «Лермонтовских чтениях-2012 года», тема которых была определена как «Лермонтов и изобразительное искусство».
В сборника отражены практически все аспекты заявленной темы: портреты поэта и его окружения, Лермонтов-художник, изображения лермонтовских мест, иллюстрирование книг и театральные декорации, приёмы и методы изобразительного искусства в словесном творчестве поэта.
Не будет большим преувеличением сказать, что издание объединило под одной обложкой (фирменной и весьма элегантной) ведущие силы современного лермонтоведения.
Первые два раздела посвящены собственно изобразительным искусствам. Их состав хорошо продуман. В каждом собраны статьи, уточняющие происхождение и историю бытования известных в лермонтоведении работ, а также вводящие в оборот новые, хотя, возможно, и спорные атрибуции и имена. Не со всеми из них можно согласиться, но нельзя не отметить корректность изложения и аргументированность высказываемых положений. Это относится практически ко всем статьям первых двух разделов сборника. Они же, на мой очень субъективный взгляд музейщика, представляются мне и наиболее интересными. Именно в силу редкости подобных материалов, ведь обычным в лермонтоведческих сборниках бывает главенство филологов.
Третий, филологический раздел сборника тоже очень удачен. Исследователи-филологи обращаются к тем же жанрам изобразительного искусства (портрет, пейзаж) и методам живописного изображения (перспектива, цвет, силуэт), что и авторы двух первых, «изобразительных», разделов сборника, но находят их в литературных произведениях Лермонтова. Этим достигается тематическое единство издания и создаётся некая драматургия для заинтересованного читателя.
Особенно хочется выразить благодарность за обилие (для научного сборника) и высокое качество иллюстраций, столь необходимых для понимания заявленной темы «Чтений»."

Л.В. Рассказова,
кандидат культурологи,
главный хранитель Объединения государственных
литературно-мемориальных музеев Пензенской области

 

Наверх |