На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

 Лермонтовские чтения 

 

«Лермонтовские чтения» проходят в Петербурге с 2006 года. В нашей библиотеке выступают с докладами лермонтоведы, писатели, литературные критики, историки, филологи, журналисты из разных городов России и мира. Помимо филологических вопросов освещаются исторические, искусствоведческие и другие аспекты творчества М. Ю. Лермонтова. 

С каждым годом география докладчиков расширяется. У нас выступают лермонтоведы из Москвы, Пензы, Кемерово, Ярославля, Самары, Воронежа и других городов России. С 2010 года в «Чтениях» принимают участие зарубежные исследователи: из Японии, Италии, Германии, Эстонии, Хорватии. По итогам «Лермонтовских чтений» издается ежегодный сборник. 

 

«Лермонтовские чтения – 2011»

«Какое роскошное издание! Роскошное даже не по богатству самого издания, а по его культуре, дизайну, оформлению. По культуре подходов к тексту. Поэтому Вы столь тщательно работали с каждым автором, убирая малейшие недочёты. Логотип Вашей удивительной Библиотеки, гравюра - силуэт по рисунку Н. В. Ильина "Лермонтов на Кавказе", тональность умиротворяющих зеленых тонов - всё превосходно в высшей степени. Прочитала не только собственную работу, но и работы коллег. Начальный комплекс работ о "Маскараде" задал нужную отправную энергию всему сборнику. Интересны работы о "Двух братьях", об оперно-балетном Лермонтове в репертуаре наших театров. …вся книга целенаправленно отвечает теме "Лермонтов и театр" − интересны театральные дискурсы и природа театральности лермонтовского творчества.<…> впечатление сложилось цельное, сильное и замечательное».

М.Г. Ваняшова, доктор филологических наук

профессор Ярославского государственного театрального института

 

 

«Лермонтовские чтения – 2012»

«В книге собраны выступления на "Лермонтовских чтениях – 2012", тема которых была определена как «Лермонтов и изобразительное искусство». В сборника отражены практически все аспекты заявленной темы: портреты поэта и его окружения, Лермонтов-художник, изображения лермонтовских мест, иллюстрирование книг и театральные декорации, приёмы и методы изобразительного искусства в словесном творчестве поэта. Не будет большим преувеличением сказать, что издание объединило под одной обложкой (фирменной и весьма элегантной) ведущие силы современного лермонтоведения. Первые два раздела посвящены собственно изобразительным искусствам. Их состав хорошо продуман. В каждом собраны статьи, уточняющие происхождение и историю бытования известных в лермонтоведении работ, а также вводящие в оборот новые, хотя, возможно, и спорные атрибуции и имена. Не со всеми из них можно согласиться, но нельзя не отметить корректность изложения и аргументированность высказываемых положений. Это относится практически ко всем статьям первых двух разделов сборника. Они же, на мой очень субъективный взгляд музейщика, представляются мне и наиболее интересными. Именно в силу редкости подобных материалов, ведь обычным в лермонтоведческих сборниках бывает главенство филологов. Третий, филологический раздел сборника тоже очень удачен. Исследователи-филологи обращаются к тем же жанрам изобразительного искусства (портрет, пейзаж) и методам живописного изображения (перспектива, цвет, силуэт), что и авторы двух первых, "изобразительных", разделов сборника, но находят их в литературных произведениях Лермонтова. Этим достигается тематическое единство издания и создаётся некая драматургия для заинтересованного читателя.  Особенно хочется выразить благодарность за обилие (для научного сборника) и высокое качество иллюстраций, столь необходимых для понимания заявленной темы "Чтений"».

 Л. В. Рассказова, кандидат культурологи,

главный хранитель Объединения государственных

литературно-мемориальных музеев Пензенской области

 

 

«Лермонтовские чтения – 2015»

«Сборник "Лермонтовские чтения" является единственным в стране ежегодным изданием, посвященным изучению биографии и творчества М. Ю. Лермонтова. Он пользуется большим авторитетом среди учёных. Очередной выпуск сборника "Лермонтовские чтения", составленный на основе докладов участников одноименной конференции 2015 года, значительно расширяет существующие знания о творчестве поэта и его значении для мировой литературы и культуры. Авторы обнародовали труднодоступные и малоизвестные архивные материалы, ввели в научный оборот новые факты, связанные с изучением и восприятием творчества Лермонтова. В ряде статей по-новому интерпретируются произведения поэта, раскрывается их проблематика и поэтика. Особую ценность сборнику придаёт его междисциплинарный характер. Представленные в нём материалы о театральных и музыкальных постановках лермонтовских произведений, их кинематографическом воплощении не только в России, но и за рубежом свидетельствуют о значимости лермонтовского наследия для современного культурного сознания. Сборник "Лермонтовские чтения ─ 2015" хорошо издан, содержит богатый иллюстративный материал, основательное и удобное справочно-библиографическое сопровождение».

Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук

профессор кафедры русской литературы ФГАОУ ВО (Университет Лобачевского, ННГУ)

член-корреспондент Российской академии естествознания

 

 

«Лермонтовские чтения – 2017»

«Лермонтовские чтения ─ 2017» приурочены к юбилею Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова в Санкт- Петербурге. Подход, господствующий в коллективе идеологов и организаторов «Чтений» заставляет расширить границы привычного видения места Лермонтова в нашей культуре. Его присутствие обнаруживается не только в высокодуховных эмпиреях, великий поэт изменил русский мир полностью, его следы мы находим на спичечных коробках, в спорте, резонансных городских праздниках и др. Специфика «Лермонтовских чтений» и создаваемых на их основе одноименных сборников научных трудов во многом определяется характером организации, на базе которой они осуществляются. В данном случае это не университет или академический институт, а Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, что даёт своеобразие подхода к наследию великого поэта. В центре внимания оказываются не вопросы художественной архитектоники или психологии творчества, а след, который оставило творчество Лермонтова в материальной культуре. Невозможно отрицать высочайшую значимость этого материального контекста и для русской культуры вообще, и для лермонтоведения в частности. «Лермонтовские чтения» год за годом проводят столь нужную работу по актуализации этой стороны наследия великого поэта. Отметим уникальность подхода к лермонтовскому наследию коллектива организаторов «Чтений» и редакторов сборника. Великий поэт не замыкается в имманентную литературную сферу и не остается в историческом прошлом, он оказывается актуальным элементом современной материальной культуры. И в этом качестве Лермонтов до сих пор порождает значимые культурные объекты и события. Пожелаем коллективу «Лермонтовских чтений» сохранить этот самобытный подход.

Казаков Алексей Аширович, доктор филологических наук

профессор, доцент ТГУ

Наверх |