04.02.2021
6 февраля отмечает очередную годовщину одна из самых именитых гостиниц Петербурга. Гранд-отелю «Европа» – 146 лет! За прошедшие 146 лет в «Европе» произошло немало событий: официальных и неформальных, печальных и курьезных, имевших значение для страны и менявших жизнь одного человека.
Описание ее новорожденного облика передала газета «Голос» 30 января 1875 года: «Обстановка отеля отличается замечательной роскошью отделки и приспособлениями. В первом этаже помещается кафе-ресторан с большой залой – с отдельными кабинетами, с читальною комнатой, с мягкими диванами и креслами – снабженной всевозможными журналами. Широкая, из белого мрамора лестница, ведет <…> в залу table d'hote, украшенную живописью на стенах и позолотою… Большая часть номеров имеет рояли, полы устланы коврами, стены разукрашены бронзою и хрусталем… в день открытия все салоны гостиницы были переполнены публикою, желавшею ознакомиться с ее помещениями».
За прошедшие 146 лет в «Европе» произошло немало событий: официальных и неформальных, печальных и курьезных, имевших значение для страны и менявших жизнь одного человека. Их череда живописно проплывает перед глазами, когда читаешь книгу Игоря Богданова «Гранд-отель «Европа» в Санкт-Петербурге». Чтобы не сводить обзор книги к спойлеру, перечислим лишь 10 из огромного количества интересных фактов, которыми делится с нами автор на страницах издания.
1. В первые годы работы и практически на протяжении всей истории при гостинице действовали кондитерское и коптильное производство, производство фруктовых вод и пищевого льда, магазин, винный погреб, выездные экипажи, парикмахерская, сапожная и портновская мастерские.
2. При отеле работала прачечная. Впервые в отечественной практике ее разместили на верхнем этаже, что избавило жилые помещения от распространения неприятных запахов, чада и копоти.
3. Для меблировки всей гостиницы была построена специализированная фабрика.
4. Некоторое время директором «Европейской» был ее архитектор Людвиг Францевич Фонтана.5. В 1884 году отель чуть не погубили 4 рака, издававшие зловоние. Их принесли в полицейский участок с заявлением, что ими угостили в ресторане отеля. Однако на деле оказалось, что это происки конкурентов.
6. Самое длительное пребывание гостя в «Европейской» исчисляется девятью годами.
7. В 1930-е деятельность гостиницы обеспечивало более 600 человек. А в 1978 году – 780: 18 переводчиков, 16 дежурных по этажам, 75 горничных, 134 официанта, 104 повара.
8. В годы блокады здесь работал госпиталь. Двухлетнего сына одной из медсестер раненые воины считали целителем и любили его обнимать.
9. Рестораны в гостинице стали местом притяжения петербургских шестидесятников. В «Восточном», например, могли даже налить безденежным интеллигентам из жалости.
10. Реставрационные работы конца 1980-х вернули не только исторический вид интерьерам, но и возвратили козырек на чугунных колоннах по фотографии 1913 года. Часть тротуара под козырьком с подогревом, поэтому здесь всегда сухо.
За подробностями – к книге! Именно она расскажет историю «Европейской» – лучшего отеля класса «люкс» в мире по версии международной премии World Travel Awards.
Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году
Гостиница Кулона – одна из предшественниц гранд-отеля «Европа». Здесь останавливался известный французский писатель-путешественник Астольф де Кюстин. Правда, ему с трудом подыскали номер, потому что приезд совпал с бракосочетанием великой княжны Марии Николаевны. Важное событие столицы Российской империи собрало столько приезжих, что все самые приличные гостиницы были заселены «под завязку». В результате испытанных неудобств его впечатления от гостиницы и от номера были не самые радужные.
«Кулон – француз, а гостиница его слывет лучшей в Петербурге; это, впрочем, никак не означает, что жить у него удобно и уютно». «В темных коридорах пустыни, именуемой гостиницей Кулона…». «По внешности <походит> на дворец, а внутри оказавшийся позолоченной, обитой бархатом и шелком конюшней». «После долгих хождений и еще более долгих переговоров он поселил меня на третьем этаже в душном номере, состоящем из прихожей, гостиной и спальни, причем ни в одной из этих комнат не было ничего похожего на шторы или жалюзи, а между тем солнце сейчас в этих краях покидает небосклон от силы на два часа и косые его лучи проникают в помещение дальше, чем в ….» С каким местом на земле сравнил де Кюстин Санкт-Петербург? Ответ на вопрос в книге! Здесь мы увидим столицу Российской империи глазами иностранного гостя. Но не судите строго автора. Наш город был тогда очень молод (чуть больше века от роду), а во взгляде наблюдательного француза присутствовала изрядная доля критичности. Его путевые заметки, изданные без сокращений, – весьма любопытный образец мемуарной литературы, и эгодокумент, полезный для исследователей.
Игорь Богданов. Старейшие гостиницы Петербурга
«Да не зайдете ли к нам, сударь: я здесь, в Европейской гостинице, поблизости, живу». М. Е. Салтыков-Щедрин «Превращение». Этой цитатой писатель и переводчик Игорь Богданов начинает свой рассказ о гостинице «Европейской». Через 2 года после выхода из печати подарочного юбилейного издания об истории гранд-отеля «Европа» автор снова обращается к излюбленной теме. И, если сильной стороной предыдущего издания стало большое количество исторических и современных изображений, то книга «Старейшие гостиницы Санкт-Петерубрга» наполнена информацией. В этот раз автор уточняет ранее опубликованные сведения, добавляет эксклюзивных подробностей, цитат. Ведь знаменитые писатели XIX-XX не только сами становились постояльцами гостиницы, но и селили в ней героев своих произведений.
«Европа» предстает перед читателем как культурный, общественный и кулинарный центр Петербурга. Игорь Богданов обращается к истории еще двух старейших и самых известных гостиниц Петербурга: «Астории» и «Англетера». По внутреннему убранству, насыщенности историческими эпизодами, расположению в центре города, комфорту и техническому оснащению они практически не уступают гранд-отелю «Европа». Их разнит лишь возраст. Но каждая из них является свидетелем трех эпох, хранит тайны и загадки, многие из которых удалось разгадать автору. Этими находками писатель с нами охотно делится в книге «Старейшие гостиницы Петербурга».
Энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга»
К истории становления культуры гостеприимства нашего города позволит обратиться энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга» - трехтомное издание, отличающейся особой достоверностью и яркой плеядой авторов статей, специалистов разных областей и знаний (Б. М. Кириков, А. Г. Булах, А. В. Краско, Е. И. Жерихина, А. Л. Рейман, Е. Д. Юхнева и др.).
Вторая книга тома «Осьмнадцатое столетие» содержит статью «Трактиры и постоялые дворы». Именно в заведениях такого типа принимал Петербург своих первых гостей. А в документах того времени их называли «вольными домами». Указом от 6 февраля 1719 года торговый иностранец Петр Милле получил право на Васильевском острове открыть вольный дом «дабы в том доме иностранные купеческие и здешние всяких чинов люди квартироваться могли за свои деньги». Здесь разрешалось продавать напитки и табак, а вот на торговлю на вынос накладывался запрет. В статье представлены цитаты из законов в сфере гостеприимства, изданных в течение XVIII века, правила работы заведений и их виды. Например, в герберах арендатор мог держать «квартиры с постелями, стол с кушаньем, шоколад, бильярд, табак курительный, виноградные вина, гданскую и французские водки, заморский эльбир и полпиво легкое санктпетербургского варения – которое употребляется вместо квасу». Услуги, как видим, вполне сопоставимы с современными. Ушли в прошлое лишь загадочно звучащие на сегодняшний день названия.
Книга вторая тома «Девятнадцатый век» продолжает тему статьей «Гостиницы», где представлена работа дореволюционных заведений с 1804 года, когда открылась «Большая гостиница Париж» (М. Морской, 23/8) до 1917 года. Здесь мы узнаем о ценах на услуги, о гостиничных номерах и их обстановке, о работниках и их обязанностях и даже о том, какие предостережения делали приезжим путеводители по столичным гостиницам. Особенно полезной подобная информация была для иностранцев, большинство из которых предпочитало останавливаться в «Европейской».
Путеводители по Невскому проспекту
Авторы путеводителей по Невскому проспекту тоже не обходят стороной гранд-отель «Европа» и дополняют ее историю найденными в ходе своих исследований сведениями. В книге «Невский проспект. Дом за домом» авторы подробно рассматривают историю строительства и перестройки зданий гостиницы. На страницах путеводителя «Невский без секретов. Были и небылицы» утверждается, что в трудные для Петрограда времена «Европейскую» облюбовал актер Мамонт Дальский, руководивший отсюда бандой анархистов. Издание «Прогулки по Невскому проспекту» кроме общеизвестных фактов добавляет о том, что в 1942 году в здании открылась необычная выставка, посвященная подготовке к очередной блокадной зиме. Экспонаты рассказывали, как чинить и утеплять водопровод и канализацию, как бороться с крысами. Консультанты проводили для посетителей практические занятия по кладке печей и установке на окна фанеры вместо разбитого стекла.
Все книги есть в библиотеках МЦБС имени М. Ю. Лермонтова. Бронируйте и читайте с удовольсвием!
Ваша Анна Филимонова, сектор краеведения