На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Сентябрь 2017

123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

18.09.2017

Санитарные дни в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова Подробнее

16.09.2017

Текущий ремонт в библиотеке «На Стремянной» Подробнее

13.09.2017

Подписание соглашения о сотрудничестве с Центральной библиотекой им. Аветика Исаакяна Подробнее

01.09.2017

С 1 сентября наши библиотеки снова работают по субботам Подробнее

23.08.2017

Новая подборка в BiblioRossica Подробнее

09.08.2017

Летний опрос Подробнее

Разговор о фотоколлажах: выставка Пётра Принёва

в библиотеке им. К. А. Тимирязева

gal

7 апреля в библиотеке им. К. А. Тимирязева открылась персональная выставка Пётра Принёва «Позабытая бытность или новая история выброшенных впечатлений». Это выставка коллажей, склеенных из обрывков старых фотографий, выброшенных детских рисунков и прожитых кем-то жизней.

–Пётр, расскажите, пожалуйста, что такое для вас коллаж?

– Коллаж, прежде всего,  язык общения  с собой и окружающими меня людьми. Мне по душе определение  коллажа как визуального верлибра. В коллаже есть всё – и проза жизни, и её поэтика, метафоричность, размышление, чувство.  Это обусловлено тем, что сама техника коллажа подразумевает под собой возможность использования любых материалов и их сочетаний между собой, она позволяет в одном пространстве создать соучастие и взаимное  развитие  прежде не сочетаемых образов, идей, чувств.  При этом, коллаж позволяет наиболее  глубже погружаться в суть рождающейся идеи, минимально отвлекаясь на чисто технические вопросы. Сразу отмечу, что одним из любимых материалов, который часто  использую,  при создании работ является найденная фотография.

gal– А сами Вы фотографируете?

– Да, конечно. Снимаю регулярно, и фотография для меня – один из способов познания мира и себя. Она позволяет понять суть жизненного мгновения, приближает к собственной сущности. Наверное, любой фотограф понимает, что он есть то, что снимает, на что обращает своё внимание. Большей частью в фотографии мне неважны чисто технические детали – важен  человек, образ, цвет или его отсутствие, предмет, чувство,  настроение которые я уловил и желаю зафиксировать сию минуту. У меня достаточно большой архив, с которым я постоянно работаю, создавая те или иные фотографические проекты или цифровые коллажи. 

– Когда и как Вам решили начать работать с коллажами?

– Сложный вопрос. В детстве я патологически ненавидел принуждение к аппликации и ко всякому «творчеству», а вот в лет сорок я вдруг увидел и почувствовал, что это «моё». Сейчас мне сорок три года, и мне трудно представить себя нережущим, клеящим, снимающим что-то.

– Есть ли кто-то, чье творчество вдохновляет Вас при создании коллажей? Отдельные элементы Ваших работ очень напоминают конструктивизм и абстракционизм.

Если для выражения моей идеи подходит тот или иной технический приём, уже разработанный  другими, я с лёгкостью его заимствую и впускаю в свои работы. Но есть ряд  удивительных людей, творчество которых  воодушевляют меня и поддерживают: Ван Гог, Курт Швиттерс, Эль Лисицкий,  Алексей Крученых и Велимир Хлебников, Василий Кандинский и Марк Шагал, Марсель Дюшан, Ман Рей, Джон Кейдж, Борис Игнатович и  Вадим Сидур, а из писателей: Льюис Кэрролл, Фёдор Михайлович Достоевский, Антуан де Сент-Экзюпери, Альбер Камю и Лев Шестов, Рэй Брэдбери и Станислав Лем. И это не полный список тех, чьё творчество наполняет мои дни.

– Каждый Ваш коллаж – это определённая история, пробуждающая у зрителей воспоминания и ассоциации. А откуда Вы берёте материал для создания коллажей? 

Во-первых, я категорически не понимаю, зачем в самовыражении игнорировать тот материал, который предоставляет  наша повседневность.  Во-вторых,  у меня уже давно  сформировался следующий творческий принцип:  я работаю только с найденным или выброшенным другими материалом. Люди избавляются от вещей безжалостно: от фотографий, книг, писем, рисунков. Это значит, что у того человека не просто закончилась жизнь, его больше нет в памяти других. И мне его жаль, потому что я понимаю, что когда-нибудь будет и мой черёд умереть, и я не хочу, чтобы моя жизнь вот так завершилась. Поэтому я собираю вещи и в своих коллажах позволяю им продолжать жить. Мне представляется подобная трансформация абсолютно правильной и закономерной.

gal

– Вы создаете коллажи интуитивно  или проводите определенную подготовку перед созданием?

Создание коллажей, для меня, это долгий процесс.  От рождения идеи до её воплощения проходит продолжительный промежуток времени. Ведь каждый коллаж – это не столько «сконструированное изображение», а сколько личное переживание. И ключевое «в подготовке» коллажа является приход к некоему внутреннему согласию с самим собой, которое, по сути, является ответами на следующие  вопросы: Зачем я его создаю? О чём он?  Для кого? Насколько я сам перед собой искренен в этой работе? Ответы на эти вопросы и оформляются в процессе создания коллажа. Поэтому каждый коллаж – это не просто изображение, а частица души.

– Что Вас вдохновляет? 

– Прежде всего, основным источником вдохновения является сама жизнь и её повседневность, люди, окружающие меня.

– Можно ли научиться искусству составления коллажей без специальной художественной подготовки?

Коллаж – это инструмент, который доступен каждому. По  моему мнению, сама техника не требует особых специальных навыков.  Просто невозможно склеить неправильный коллаж. Но тут всегда есть одно но – коллаж получается, когда в нём есть настоящее высказывание. Чтобы не «плодоносить» пустыми, никчёмными изображениями,  стоит уделить внимание собственному содержанию, которое обязательно проявится в коллаже.

– Есть ли у Вас любимая работа среди Ваших коллажей?

–  Я не разделяю свои работы на любимые и нелюбимые. В каждую я вкладываю часть себя,  в момент создания она была той единственной, особенной, неповторимой. У меня есть несколько работ, которые я специально сделал только для себя. Они не любимые и даже не главные, просто есть в них что-то такое, что заставляет меня думать о жизни, о людях, о себе.  Такие работы, предположу, есть у всех, кто занимается творчеством.

–  Коллаж – это искусство для всех? Или для понимания авторской идеи и ценности коллажей необходимо обладать специальными знаниями?

Коллаж – это одно из самых демократических и антиэлитарных приемов в искусстве. Чтобы понять коллаж и его ценность, зрителю не требуется каких-то особых знаний, от него требуется только соучастие и открытость. Искусство рождается, когда зритель проникается доверием к художнику, и образование здесь совершенно не при чём. Искусству научить невозможно – оно вдруг и неожиданно случается в каждом из нас.  Просто одни это игнорируют, а другие душой и сердцем чувствуют, что настоящее предназначение человека – создавать произведения искусства. 

–  Какие книги по фотографии Вы рекомендуете прочитать каждому, кто хотел бы заняться  таким  видом искусства, как фотоколлаж, вплотную?

В первую  очередь смотреть альбомы с работами Рауля Хаусмана,  Джона  Хартфилда, Александра Родченко, Ласло Махой-Надя, Ханны Хёх, Сергея Параджанова.  Есть литература, которую любому человеку, решившему приобщиться к миру изображений,  будет полезно и интересно прочесть:   Александр Лапин  «Плоскость, пространство или жизнь квадратом»;  Джон Бергер «Искусство видеть»; Елена Петровская «Теория образа»;  «Коллаж в России ХХ век»; В.И. Михалович, В.Т. Стигнеев «Поэтика фотографии»;  Ханс Рихтер Ханс Рихтер «Дада. Искусство и антиискусство».

– Какие именно книги по фотографии непременно должны быть в коллекции библиотеки?

–   Сложно определить, что непременно. Но точно должны быть книга  Розалинд Краусс «Фотографическое: опыт теории расхождений», обязательно  Сьюзен Сонтаг «Смотрим на чужие страдания» и «О фотографии», Ролан Барт «Camera lucida», Андре Руйе «Фотография между документом и искусством», Наль Подольский «Ген художника в фотографической реальности», Анри Картье-Брессон «Воображаемая реальность», Пол Хилл, Томас Купер «Диалог с фотографией». И это только начало списка… 

Интервью подготовили

сотрудники библиотеки им. К.А. Тимирязева

Ирина Иванова и Маргарита Швецова

 

 

Наверх |