Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Февраль 2017

12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Опрос

Пожалуйста, оцените предоставляемые нами услуги по 5 бальной системе

Новости

19.02.2017

Новая подборка книг в «Советуем почитать» Подробнее

17.02.2017

Новая подборка книг в «Советуем почитать» Подробнее

17.02.2017

Нам интересно ваше мнение! Подробнее

16.02.2017

Конференция для старшеклассников «"Герой вне времени" от Лермонтова до Бунина» Подробнее

07.02.2017

Санитарные дни в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова Подробнее

07.02.2017

«Трауготовские чтения» − 2017 Подробнее

Курс «Семь шагов в литературу с Сергеем Носовым» в Открытой гостиной

30 декабря прошло последнее занятие курса «Семь шагов в литературу с Сергеем Носовым» в Открытой гостиной. Беседы, на которые участники собирались с известным писателем каждую неделю, были посвящены проблемам начинающих авторов. 

gal

Как выбрать интонацию для своих произведений? Как можно построить отношения между рассказчиком, автором и читателем? Как начать издаваться? Как не стать жертвой банальности? Эти и десятки других вопросов, неоднозначных, не решаемых «слёту», вставали перед участниками курса и его ведущим, Сергеем Анатольевичем Носовым — писателем, автора романа «Фигурные скобки», «Тайная жизнь петербургских памятников» и других известных произведений.

«Сегодня, казалось бы, почти любой способен  написать что-то вразумительное и даже предъявить это публике, но мы же прекрасно понимаем, чем, скажем, Гоголь или Сэлинджер отличаются  от массы пишущих даже вполне вразумительные тексты. Верно одно: писательский труд это, во-первых, труд, а во-вторых, его нет без учебы. Толстой в глубокой старости не стеснялся учиться»,— отмечает Сергей Анатольевич.

Несмотря на насыщенность и содержательность занятий, они не стали очередным «курсом начинающего бойца», где признанный мэтр давал бы беспроигрышные рекомендации. Сергей Анатольевич, обращаясь к опыту мировой литературы и кинематографа, вновь и вновь показывал, что из каждого правила есть гениальные исключения. И всё же, нужно знать правила, чтобы уметь их перерасти. И не попасть в ловушку, когда думаешь, что совершаешь переворот в искусстве — а он на проверку оказывается довольно банальным писательским ходом, совершённым уже тысячу раз.

gal

Но даже не это самое важное, как считает сам Сергей Анатольевич:

«Задача курса — дать слушателям возможность найти себя, подсказать что-то — персонально важное (имеющий уши да слышит), помочь определить свой голос в общелитературном контексте. Преодолеть „страх бумаги“ наконец».

 Эффект соучастия, взгляд со стороны — вот то, что смог дать ведущий курса: если не всем, то большинству из присутствовавших.

«Мне нравится, что в аудитории сложилась доброжелательная и открытая атмосфера, что можно задавать свои вопросы и получать ответы», — отметила участница Ксения Кобина.

«Помню сам себя начинающим автором, помню, что меня тревожило и воодушевляло. Помню, что значило для меня чужое мнение – даже когда с ним не хотел соглашаться», — поделился сам писатель.

Поэтому важной частью курса стали практические задания. Участники выкладывали написанные тексты в сеть, и Сергей Анатольевич знакомился со всеми выполненными упражнениями. Как он сам объяснил, отвечая на вопрос о возможности преодолеть собственный «потолок», начинающему автору важно экспериментировать. Пробовать идти перпендикулярно тому, что делал до этого. Поэтому можно ставить самому себе формальные задания: например, ограничивать себя размером будущего текста, запретить излюбленные средства художественной выразительности и так далее.Роль таких экспериментальных упражнений и играли задания Сергея Анатольевича в курсе, например: сочинить небольшой рассказ, где встретилось бы выражение «совершенный человек», написать текст от лица ребёнка, животного, неодушевлённого предмета. Это были полезные опыты, как отметили сами участники.

galСвоими впечатлениями поделилась Алла Кузнецова:

«Обычно как всё происходит: пришла в голову идея, ты подумал: «О, круто, неплохо бы написать по этому поводу» и пошёл делать свои ежедневные дела, а потом всё закрутилось, прошло время, и идея уже кажется какой-то помятой, и вообще. А здесь нужно делать домашние задания. Идёшь домой, а тут утки под мостом крякают, как старые торговки. И ты не просто думаешь: «Хмм, интересно, о чём крякают утки». Ты думаешь: «Хмм, напишу-ка я диалог от лица уток».

Ещё один важный вопрос, который беспокоил большинство посетителей, — это то, насколько возможно издаваться в современном русскоязычном мире. Ведь известно, что книгоиздание переживает кризис, а большинство публикуемых книг — это серии фантастической, детективной и другой жанровой литературы, которая поставлена «на поток». Тем не менее, Сергей Анатольевич оставался оптимистичным в своих ответах на подобные вопросы:

gal

«Если сравнивать с прежними временами, ситуация сегодня такая: публиковаться стало несравненно проще, но найти своего читателя — значительно сложнее. Множество изданных книг даже не доходит до прилавка. Писательство — занятие, вообще говоря, неблагодарное — во всяком случае, в материальном отношении. И тем не менее, вот парадокс: число пишущих только растет. Тогда как читающих вроде бы падает. Это, конечно, может сколь угодно сильно озадачивать автора, но главная проблема, все-таки в другом: что бы мы ни думали об издательской ситуации, основное — это написать яркий текст. Без него все остальное теряет смысл. У молодых, может быть, в этом отношении есть преимущество. Уважающий себя издатель всегда хочет открыть что-то новое. И нередко такое, чего не ожидает сам».

Курс завершился, но участники ушли полными собственных творческих планов. Эти занятия закончились, а обучение, несомненно, продолжается.

 Кирилл Щедрин, Любовь Москвина

Наверх |