На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости библиотек

18

Ноября

Фестиваль «Эстафета добра» стартовал в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова.

18 ноября в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова открылся фестиваль «Эстафета добра».  В рамках фестиваля запланирована серия мероприятий с сурдопереводом для неслышащих и слабослышащих людей. Вход по предварительной записи.

Фестиваль «Эстафета добра» открылся сегодня, 18 ноября в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова. В рамках фестиваля состоятся лекции, семинары, экскурсии, встречи и мастер-классы. Все мероприятия пройдут с сурдопереводом. 

Программа мероприятий:

18 ноября:

13.00 - Квест-игра «Библиотечное закулисье для детей».

15.00 Лекция В. Тузовой «Петербургские литературные прогулки. От Чуковского до Маяковского»

26 ноября 17.30 - Экскурсия по особняку Мусиных-Пушкиных.

4 декабря 18.00 - Концертная программа на русском жестовом языке Санкт-Петербургского театра глухих.

6 декабря 17.30 - Психологический семинар «Страхи. Откуда берутся и как с ними справляться?». (Для неслышащих и слабослышащих пожилых людей).

10 декабря:

14.00 - Встреча с писателем Диной Бакулиной.

15.00 Мастер-класс по созданию литературной открытки.

13 декабря 17.30 - Психологический семинар «Психология обиды. Причины возникновения и пути избавления». (Для неслышащей и слабослышащей молодежной аудитории).

16 декабря 17.30 - Экскурсия по особняку Мусиных-Пушкиных. (Для неслышащих и слабослышащих детей).

19 декабря 17.30 - Новогодний мастер-класс по изготовлению сарубобо (Для неслышащих и слабослышащих детей).

Вход по предварительной записи по телефону 272-75-95.

Свернуть

Подробнее

15

Ноября

Во всех филиалах МЦБС им. М.Ю. Лермонтова с 25 по 30 ноября пройдет акция «Добрый ноябрь»

Благотворителем может стать каждый. Даже ребёнок!  Во всех филиалах МЦБС им. М. Ю. Лермонтова пройдет акция «Добрый ноябрь». Принять участие в ней смогут дети от 5 лет и их родители. Библиотекари проведут серию мастер-классов, где научат ребят красивому декору подарков, а что еще важнее – дарить душевное тепло и внимание другим, живущим рядом людям. Ведь все подарки, которые упакуют ребята, отправятся в детские учреждения города. Сами маленькие дарители также не останутся без памятных подарков! Добрая и теплая акция пройдет с 25 по 30 ноября во всех библиотеках МЦБС

gal

15

Ноября

Подарок Мемориальному музею Михая Зичи (Венгрия) от МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова передала в дар в Мемориальный музей Михая Зичи репринтное издание «Иллюстрации к роману М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» с иллюстрациями художника Михая Зичи.

Михай Зичи значительную часть своей жизни провел в России и посвятил себя работе в качестве художника при российском императорском дворе. За эти годы он выполнил огромное количество рисунков и акварелей, запечатлевших самые разные моменты придворной жизни. Также Зичи известен иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова, И. В. Гёте, Т. Готье, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ш. Руставели, к стихам венгерских поэтов Ш. Петёфи, И. Мадача и др.

gal

 

Свернуть

Подробнее

12

Ноября

Азия и Африка в детской книге 1920-1930-х годов

В истории отечественного книгопечатания иллюстрированные детские книги 1920–1930-х годов занимают не просто особое, а исключительное место. Современные исследователи сходятся во мнении, что этому способствовало уникальное стечение обстоятельств: с одной стороны — качественная полиграфическая база, частично доставшаяся с дореволюционных времен, а частично вновь созданная после окончания Гражданской войны, а с другой — присутствие в детском книгоиздании тех лет многих выдающихся художников эпохи и замечательных писателей и поэтов.

Стоит напомнить, что в числе оформителей активно выступали многие ученики и последователи Малевича и Филонова, большинство членов группы «ОСТ», а также ветераны иллюстрации — участники художественного объединения «Мир искусства». Среди авторов текстов детских книг — величайшие поэты XX века, что подтверждают полтора десятка прижизненных изданий Маяковского, четыре книги Мандельштама, два стихотворения Пастернака. Часто в роли детских авторов выступали такие признанные «недетские» поэты, как Николай Асеев, Сергей Городецкий, Вольф Эрлих, Надежда Павлович. А участники ОБЭРИУ (и близкие к ним) — Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Евгений Шварц, Юрий Владимиров, Дойвбер Левин, Леонид Липавский, — так и не увидевшие напечатанными свои «взрослые» книги, были активно вовлечены в процесс детского книгопечатания в Ленинграде.

ДАВИД ШТЕРЕНБЕРГ А. ЛЕЙФЕРТ, Я. МЕКСИН, «СТРАНА ДУРАКОВ» Государственное издательство, 1929 г.

Расцвет изданий книжек для маленьких читателей наблюдался в 1925–1931 годах. Впечатляет разнообразие продукции — это около 7 500 различных изданий, большинство из которых иллюстрированные. Это значит, что издается более тысячи книжек в год, или, что еще нагляднее, в среднем три детские книжки в день! Согласитесь, жить в эти годы и в городе, и на селе было совсем нелегко — продовольственные, транспортные, жилищные проблемы — о благосостоянии народа и говорить не приходится. Но именно в этот период на международных полиграфических выставках советские экспонаты, в том числе детские книги, получают очень высокие оценки жюри. В годы НЭПа, еще до того как Государственное издательство (ГИЗ) начало набирать обороты, насчитывалось более полусотни частных издательств, выпускавших продукцию для детей. Впрочем, к концу двадцатых годов их выжило всего несколько, и самые последние книги крупнейшего частного издательства «Радуга» (а ведь это место встречи Маршака и Лебедева, Чуковского и Конашевича), выпустившего за десять лет около 400 наименований, датируются концом 1930 года. Необходимо назвать имена основных московских и ленинградских издательств — как частных, так и государственных, оставивших яркий след в истории детского книгоиздания. Это «Молодая гвардия», «Эпоха», «Мысль», «Книга», «Земля и фабрика», «Красная Звезда», «Прибой», а еще «Светоч» в Одессе и «Друзья детей» в Рязани. Отличается ассортимент изданий (от одного-двух десятков наименований до более чем двух сотен книг выпущенных «Молодой гвардией»), различны тиражи книг (от четырех-пяти тысяч до ста тысяч экземпляров некоторых изданий в 1931 году), варьируются эстетические принципы и тематика, но все их объединяет высокое полиграфическое качество, любопытные тексты и интересное оформление.

ИВАН КИСЕЛЬ О. СТЕШЕНКО, «ЧАЙ» Изд-во «Культура», 1929 г.

Львиная доля довоенных детских изданий приходится на Государственное издательство. Причем рекордное количество, около 500 наименований, было выпущено в 1930 году, когда в работе ГИЗа принимали участие «почти все». Без преувеличения, это величайший отрезок, наиболее благоприятный период, «акме» советской детской книги. Это год школы Филонова. И именно тогда, как по волшебству, явилось киевское издательство «Культура», исключительный феномен в истории книгопечатания, единичное явление, отличающееся от всего, что было до и после: почти пятьсот детских книг на русском и украинском языках, выпущенных за три неполных года, объединенных выдающимися дизайнерскими решениями и непревзойденным уровнем полиграфии.

Переходя от краткого исторического обзора непосредственно к теме выставки «Азия и Африка в детской книге 1920-1930-х годов», необходимо отметить следующее. Такого рода тематический подход — довольно редкое явление в истории книжных выставок, что сопряжено с определенными трудностями. Некоторая тенденциозность, которая может быть поставлена в упрек, объясняется желанием показать зрителю редко экспонирующиеся, в подавляющем большинстве ни разу не переиздававшиеся и малоизученные произведения. Это одновременно шедевры полиграфического искусства, тексты классиков детской литературы и в то же время предметы, имеющие следы бытования, прошедшие через несколько, а то и десятки пар детских рук. Мы не знаем, кто был маленькими читателями конкретно этих экспонирующихся детских книг девяносто, семьдесят, пятьдесят лет назад, кем они стали; книги хранят их следы, и судьбы читателей связаны с этими книгами.

МАРИЯ ГРАНАВЦЕВА С. ФЕДОРЧЕНКО, «ПРО ДЖАНУ» Государственное издательство, 1930 г.

Тема экспозиции актуальна и интересна, хотя бы по той простой причине, что и читателям-современникам данных изданий, для которых эти книги были настоящим окном в мир, и нам, живущим в XXI веке, зарубежная Азия, Дальний Восток и особенно Африка представляются как terra incognita, хранящая свои секреты, как часть планеты, по-прежнему недоступная для понимания, все еще не открытая даже для тех наших соотечественников, счастливчиков-туристов, которым удалось ступить на эту землю. Тем любопытнее с помощью такой выставки взглянуть на Индию, Японию, Китай, «условную» Африку из нашего информационного века и одновременно увидеть дальние страны глазами наших прадедушек и прабабушек.

АЛИСА ПОРЕТ ДЕТИ ИНДИИ Государственное издательство, 1930 г.

Восемьдесят три экспоната, составляющих примерно три четверти от всего списка вышедших в те годы книг, так или иначе связанных с нашей темой, позволяют наметить некоторые тенденции и особенности репрезентации Азии и Африки в детских книгах 1920–1930-х годов. То, с чего начинается детское чтение, та самая первая книга, содержащая изначальные, знаково нагруженные образы, это, конечно же, азбука. И любопытно, что уже в одной из ранних книг эпохи, в «Азбуке в картинках» Александра Бенуа, вышедшей в 1904 году и открывающейся страницей «Арап», африканец возникает как «первообраз» и прочно внедряется в сознание маленького читателя. Это находит продолжение и в нескольких последующих азбуках, две из которых («Азбука» Конашевича и «Дешевая азбука» Пащенко) представлены в экспозиции.

Знакомство с образами животного мира традиционно является ранним этапом в воспитании ребенка, и в этой сфере познания маленькие читатели первой половины ХХ века не были обделены вниманием издателей: книг про экзотическую флору и фауну издавалось много, иллюстраторы наверняка с удовольствием откликались на такие заказы, и мы видим, какими яркими и незабываемыми становятся изображения братьев наши меньших и больших в исполнении столь непохожих друг на друга художников, как Дмитрий Буланов, Василий Ватагин, Юрий Пименов, Лев Бруни, Александр Самохвалов.

ЮРИЙ СЫРНЕВ П. ЖУЛЕВ, «КАК ЖИВЕТ ТИБ» ОГИЗ – Молодая гвардия, 1932 г.

Книги, издававшиеся для читателей чуть постарше, по большей части уже нагружены идеологией. Можно выделить два аспекта в подаче азиатско-африканского материала, связанных с интернациональным воспитанием советского человека, основы которого закладываются в детстве. Первое — это изображение жестокой и кровавой освободительной борьбы против поработителей-капиталистов, то, что обобщенно сформулировано в названии книги Николая Заболоцкого «Восток в огне», вышедшей под псевдонимом «Яков Миллер» и ярко проиллюстрированной Верой Ермолаевой. Среди наиболее выразительных экспонатов книга Марии Синяковой «Китай», Елены Астафьевой «Индия» и Сергея Ваза «Китайский теремок». Второй сюжет, более характерный для начала двадцатых годов, — идея экспорта революции, нашедшая очень любопытное преломление в детских книгах. Существует целый ряд замечательных историй о воображаемых путешествиях советских ребятишек на аэропланах, самолетах и самодельных летающих аппаратах (кровать с приспособленной вместо пропеллера шваброй) в далекие страны, чтобы помочь местным обитателям в реализации их справедливых притязаний на счастливую жизнь. Именно об этом рассказывают Лев Зилов в книге «Май и Октябрина» и Михаил Андреев в «Маляре Сидорке».

ВЕРА ЕРМОЛАЕВА Я. МИЛЛЕР, «ВОСТОК В ОГНЕ» ОГИЗ – Молодая гвардия, 1931 г.

Идеи Коминтерна, «Всемирного Интернационала» и его неминуемой победы нашли свое воплощение во множестве детских книг эпохи. «Братишки», «Детки-разноцветки», «Детский интернационал», «Дети народов» — вот характерные названия подобных агитационных изданий. В них все равны, а если кому-то на Черном и Желтом континентах пока еще живется не сладко, так это временно, счастье наступит. Идеологические и политические моменты присутствуют и в тех книгах, которые можно условно объединить под рубрикой «научно-популярные». В них весьма живо, ярко и точно показаны этнографические, культурные и бытовые особенности. Чаще всего это книжки-картинки, где нет текста, а только коротенькие подписи к изображениям, сделанные самими художниками. Больше всего подобных изданий было выпущено именно в 1930 году, а среди художников такие замечательные имена, как Алиса Порет, Евгения Сафонова, Татьяна Звонарева.

АЛЕКСАНДР САМОХВАЛОВ С. ФЕДОРЧЕНКО, «ПРО ДИКОВИННЫХ ЗВЕРЕЙ» Государственное издательство, 1925 г.

В целом можно отметить следующую особенность: Азия в детских книгах, представления о ней сильнее дифференцированы, чем представления об Африке, более «усредненной», что вполне объяснимо геополитическими реалиями того времени. Вероятно, африканец легче узнается и запоминается, уж точно отличается от всех внешне и будоражит сознание ребенка сам по себе, без привязки к конкретным местностям и странам. За редким исключением образы Африки однообразны и устойчивы: бананы-обезьяны, слоны и носороги, зебры и жирафы. Впрочем, на стереотипах во многом держится интерес к Японии и Китаю — сбор риса и производство чая, рикша и кимоно, пагода и дракон — таков фирменный набор образов. Вывести на чистую воду и отрефлексировать ориентализм, эту парадигму европейского отношения к Азии, — такую задачу вряд ли ставили создатели детских книг. Один из распространенных мотивов несколько неожиданный — это всевозможные китайские игрушки, настолько популярные в двадцатые годы, что без их упоминания и восхищения ими не обходится ни один из авторов, рассказывающих о сельских ярмарках, городских магазинах и об увлечениях советских малышей. И почти обязательно присутствие чернокожего пупса в стандартном арсенале любимых игрушек девчонок. С другой стороны, необходимо особо выделить серию иллюстраций национальных костюмов народов Азии и Африки, мастерски выполненных Ефимом Хигером для «Радуги» в 1925–1926 годах, как наиболее нетривиальное этнографическое пособие для детей.

ЕЛЕНА САФОНОВА ДЕТИ НЕГРЫ Государственное издательство, 1930 г.

По сегодняшним меркам отдельные невинные пассажи и визуальные образы не отличаются политкорректностью: опыты языковой и социальной чувствительности так изменчивы. Вот несколько любопытных примеров: «Тяпа» Ивана Касаткина, «Магазин» Семена Полоцкого, некоторые иллюстрации к текстам Корнея Ивановича Чуковского. Поводы для шуток чаще возникали в ситуациях, когда в рассказываемых историях чернокожие представители Африки оказывались за ее пределами. Настоящий шедевр был создан совместными усилиями Семена Полоцкого и Владимира Тронова — «Ошибка», издательство «Радуга», 1928 год. Не скованные нынешними ограничениями, авторы двадцатых годов чувствовали себя гораздо свободнее при обращении к скользким темам. Это заметно во многих книгах, чей выход в свет в неизмененном виде не остался бы без внимания критиков в наших дни, проникнутые идеей всеобщего уважения и толерантности.

Михаил Ганберг

Свернуть

Подробнее

7

Ноября

Фестиваль «Неделя Терри Пратчетта»

В этом году Неделя современного писателя посвящена жизни и творчеству Терри Пратчетта, одного из самых популярных британских авторов второй половины XX — начала XXI века. Пратчетт на протяжении 1990-х годов являлся самым читаемым в Великобритании автором. За его писательскую карьеру было продано 75 миллионов копий книг. Участников фестиваля ждут кинолектории, волшебные мастер-классы и лекции о гении сатирического фэнтези. Вся программа выложена в Афише

gal

5

Ноября

Санитарные дни в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Дорогие читатели, обращаем ваше внимание, на график проведения санитарных дней. В эти числа перечисленные библиотеки работать не будут:

29 ноября – Детская библиотека

5

Ноября

Цикл встреч с молодыми театрами Петербурга «Театр. Live»

Весь ноябрь в библиотеке «На Стремянной» можно будет познакомиться с молодыми театральными коллективами нашего города. О своем творческом пути, спектаклях и труппе расскажут еще молодые, но уже успевшие заявить о себе театры Петербурга: театр ТРУ, Социально-художественный театр, Малый театр кукол, Плохой театр, Театр Двух, Театр «Цех», Новый Императорский театр, Театральная компания «Открытое пространство» и другие. Подробная информация уже выложена в Афише 

1

Ноября

Lermontov-challenge и Детский театральный фестиваль проходят в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Сегодня, 1 ноября в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова стартует Детский театральный фестиваль. В дни фестиваля (1 и 2 ноября) в Зале классики можно сделать фотосессию в гусарской униформе. 

Только два дня, во время проведения детского театрального фестиваля «Нас вместе Лермонтов собрал» (1 и 2 ноября) вы сможете примерить на себя роль самого настоящего гусара.

В Зале классики Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова будет организована фотозона, в которой вы сможете примерить перед зеркалом гусарский ментик. Именно в таком ментике изобразил на своём знаменитом портрете Михаила Лермонтова художник Петр Заболотский.

Ментик − короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время.

Главное условие участия в челлендже – прийти в Центральную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова в часы работы (1 ноября 12.00-20.00, 2 ноября 10.00-18.00), сделать фото в образе гусара и разместить фото в гусарском ментике а-ля Лермонтов в социальных сетях, сопровождая хештегами #лермонтовка, #лермонтов205 #lermontov #lermontov_challenge #lermontov205

Мы подведём итоги через неделю, 8 ноября, участников челленджа ждут пямятные призы!

Отметим юбилей любимого поэта по-гусарски!

Свернуть

Подробнее

1

Ноября

Старт «Культурного марафона»

В России стартовал «Культурный марафон» для школьников. Это совместный проект Минкультуры, Минпросвещения и Яндекса. Больше трех миллионов школьников смогут поучаствовать в разных активностях по музыке, архитектуре, театру и кино, затем пройти необычный онлайн-тест. Присоединиться к «Культурному марафону» может любой учитель или родитель. Нужно только зарегистрироваться на сайте проекта. А ребятам, ответившим на вопросы теста, Яндекс вручит грамоты и подписки на Яндекс.Музыку и КиноПоиск.

30

Октября

4 ноября − выходной день в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Дорогие читатели! Обращаем ваше внимание, что 4 ноября в наших библиотеках выходной день в честь праздника Дня народного единства

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Наверх |