На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости наших библиотек и постоянных библиотечных проектов, а также профессиональной библиотечной жизни.

Новости библиотек

26

Июня

Воспоминания Александра Флоренского о Геннадии Никееве

С 19 июня по 1 июля в Библиотеке книжной графики проходит выставка графики Геннадия Григорьевича Никеева – промышленного графика и иллюстратора. Предлагаем вам почитать интересные воспоминания его пасынка − Александра Флоренского − о жизни и творческом пути Геннадия Никеева. 

Мой отчим – Геннадий Григорьевич Никеев – сначала учился в ремесленном училище, кажется, даже не закончив его. Что было достаточно забавно. Ведь он много лет проработал художником в официальных структурах при советской власти, при этом у него не было диплома о среднем образовании. Потом он работал на кораблестроительном заводе, рисовал в специальном гигантском зале выкройки деталей кораблей в натуральную величину (их, как известно, рисуют прямо на полу). Потом постепенно стал художником заводской многотиражной газеты.

gal

Никакие выставки, публикации, «признание» и тому подобное, его никогда не интересовали, что редкость среди художников.

gal

В 60-х, уйдя с завода, несколько лет работал художником на Ленинградском телевидении, где был звездой. Придумывал самые интересные заставки к передачам, необычные интерьеры для различных съемок и так далее. В 70-х годах много занимался тем, что сейчас называется «графическим дизайном», а тогда называлось «промграфикой». В его обязанности входило оформление книг и плакатов. Был период, когда все лучшие плакаты для БКЗ «Октябрьский» делали Геннадий Никеев и Валентин Герасименко.

При вступлении в Союз Художников требовалось высшее художественное образование, но предположить что у кого-то в творческой биографии может не быть даже законченной средней школы, там никто не мог, а то, наверное бы, и не приняли. А так, на отсутствие же высшего образования, просто махнули рукой.

В 70-х же годах Геннадий несколько лет работал художественным редактором журнала «Аврора», резко изменив его имидж. В журнале стали публиковаться рисунки Гаги Ковенчука, Светозара Острова, Валерия Топкова, Натальи и Николая Кошелькова, Игоря Тюльпанова, Вадима Бродского, совсем молодого тогда Александра Бихтера, Вагрича Бахчаняна, Анатолия Белкина и многих других авторов, не всегда имевших советскую справку о профпригодности. Сам же он рисовал в журнал очень редко и неохотно, хотя galблистательно. До сих пор помню рисунки к «Молодому богачу» Фитцджеральда или к коротким рассказам Хармса, как непревзойденные по виртуозности. В коридоре редакции «Авроры» Никеев устраивалвыставки разных художников, многие из которых принадлежали к андеграунду.

Геннадий много лет занимался оформлением. В данном случае, я считаю, это слово тут более уместно, чем просто «иллюстрирование» книг. Самые известные работы: «Ленинградский каталог» Даниила Гранина и «Прощайте и здравствуйте, кони» Бориса Алмазова, которые условно можно назвать «научно-популярными», то есть такими, где требовалось поместить огромное количество различной визуальной информации. Помню как Геша (так звали его друзья и родные) признался мне, что терпеть не может рисовать, а рисует только тогда, когда не может найти нужную фотографию или гравюру. При этом страницы с его рисунками были самыми красивыми в этих книгах.

gal

Еще с конца 50-х, Геша много времени занимался фотографией. Сначала дома, а после – в мастерской. Там была оборудована фотолаборатория, где он проявлял и печатал и свои собственные фотографии и набирал фотонабором шрифты для своей «промграфической» работы.

Помню, как смешно рассказывал он о единственном в своей жизни походе на этюды с каким-то энтузиастом этого дела. Ему это дело не понравилось, и никогда более с натуры он ничего не рисовал. Я, кажется, забыл сказать, что Геша никогда и нигде не учился рисованию, и мне до сих пор странно, откуда в нем взялся такой недюжинный профессионализм.

Одним из любимых его занятий было конструирование объектов из подручных материалов: металлических и деревянных деталей разного рода. Кроме фотолаборатории, в мастерской была оборудована и небольшая столярно-слесарная мастерская со всеми необходимыми инструментами. Много лет он собирал (да так и не собрал до конца) небольшой паровоз из металлических деталей разного рода, но несколько таких, как теперь было бы уместно сказать «концептуальных объектов», все же сделал, хотя предпочитал тратить свободное время на улучшение дачного дома, а не на всякие «глупости».

gal

Ближайшие друзья Геши − художники Гага Ковенчук, Михаил Беломлинский, Леонид Каминский, Светозар Остров, Сурен Захарьянц, получается, что все, так или иначе − художники книги.

gal

Некоторое время назад, уже после смерти Геши, понял, что все, что я умею, я в первую научился у него. А не у Матисса, Моранди или Картье-Брессона, как я наивно полагал. Уже в 8 лет умел фотографировать, проявлять и печатать пленку. Мои книжные иллюстрации -- это попытка повторить Гешино рисование, за процессом которого я постоянно следил в детстве. «Русский дизайн» О&А Флоренских впрямую выходит из объектов Геннадия Никеева, а вовсе не из arte povera, не говоря о том, что огромное количество металлических и деревянных found objects, уже использованное нами в сделанных проектах и то количество, что еще будет использовано, досталось нам в наследство от него. Оттуда же и моя страсть к коллекционированию всего на свете. А уж когда мне приходится делать что-то похожее на графический дизайн, а мне иногда приходится, то это просто прямое следование тому, что я видел и подсознательно впитывал в себя в течение многих лет, наблюдая за работой Геннадия Никеева.

Александр Флоренский
май 2017 года

Материал подготовлен сотрудником 

Библиотеки книжной графики

Еленой Андреевой

Свернуть

Подробнее

23

Июня

Санитарные дни в МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Дорогие читатели, обращаем ваше внимание, на график проведения санитарных дней. В эти числа перечисленные библиотеки работать не будут.

28 июня – Детская библиотека
30 июня – библиотека им. А. И. Герцена

 

22

Июня

Напоминаем о летнем графике работы наших библиотек

Дорогие читатели, хотим обратить ваше внимание, что в период с 1 июня по 31 августа все библиотеки (кроме Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова и библиотеки «Измайловская») переходят на летний график работы:

Понедельник - пятница с 9:00 до 20:00
Суббота, воскресенье − выходные дни

19

Июня

С 19 по 30 июня в Центральной библиотеке неделя прощения задолжников

Дорогие читатели, если у вас есть на руках книги, которые давно нужно было сдать в Центральную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, то до конца июня у вас есть отличная возможность это сделать! Мы очень будем рады и простим вам все долги.

13

Июня

Фотовыставка «Сказки повсюду» в библиотеке им. А. С. Грибоедова

До 24 июня в библиотеке им. А. С. Грибоедова открыта фотовыставка «Сказки повсюду». Читайте интервью с фотографом Ириной Брана в рамках рубрики «Культурный радиус»

gal

– В какой момент ты увлеклась фотографией?
– Фотография пришла в мою жизнь в 2010 году, во время учебы на историческом факультете. Тогда мне было 19 лет, я не знала наверняка, в каком направлении мне бы хотелось развиваться. Несмотря на туманность происходящего, что-то мощное рвалось наружу, так или иначе, творчество всегда было со мной: помню, бабушка посвящала много времени нашему совместному рисованию; в 14 лет я окончила изостудию, в школьные годы постоянно рисовала стенгазеты.
И вот фотография. Однажды мне захотелось попробовать, я наполнялась идеями, а выхода им не было никакого. Мы всей семьей накопили мне на первую камеру, хотя родные были скептически настроены. Сказать, что жизнь перевернулась в считанные месяцы – ничего не сказать. Как будто несколько лет я плелась не по той дороге, как вдруг свернула в нужном месте и помчалась с головокружительной скоростью к своему истинному призванию, к своим людям, событиям, открытиям.

– Каждая твоя фотография – это история, пробуждающая у зрителей чувства и ассоциации. А откуда ты берешь материал для создания фотографий? Что тебя вдохновляет?

– Мои красивые подруги стали первыми моделями, в этом смысле, мне очень повезло. Одежда с самого начала находилась в бабушкиных сундуках, на барахолках или делалась своими руками. Как и много лет назад, черпаю вдохновение из жизни во всех ее проявлениях, вдохновляюсь мелочами, впитываю, как губка: цвета, сочетания фактур, звуков, образы предметов и людей – всё это откладывается внутри, в моей кладовой, чтобы потом, в самый подходящий момент, стать частью мозаики, новой истории. Иногда я ловлю идею, и через несколько дней она уже реализуется, иногда же требуются месяцы, сюжет и образ зреют, ждут своей героини. А бывает и так, что ко мне в гости приходит подруга, я смотрю на нее, беру за руку и отвожу в ближайший парк. Я уже и не знаю, как это – жить, не будучи в перманентном вдохновении.
Что касается макияжа, причесок, бутафории, я осваивала и продолжаю осваивать это по наитию. Мне нравится участвовать во всех этапах создания сказки, это не выматывает меня, скорее, наоборот, разжигает.

gal
– Весь реквизит ты делаешь сама? Какие материалы используешь?
– Да, делаю и выискиваю сама. Конечно, есть вещи, которые требуют грубой силы, тут на помощь приходит муж: сколотить, распилить. Спустя годы работы я убедилась, что нет ничего невозможного, из всего можно сделать всё. Использую самые простые, доступные материалы. Мои верные помощники – это картон, бумага, двусторонний скотч, подкладочные ткани и булавки.

– Ты занимаешься фотоиллюстрациями. Можешь рассказать об этой работе?
– Сейчас я иллюстрирую две книги, одна из которых пишется петербургской поэтессой, это будет волшебное произведение о Петербурге сказочно-исторического жанра. Вторая книга – детская, по мотивам финской народной сказки. Могу сказать, что это будет небольшая, но очень милая книжка-раскраска с фотоиллюстрациями.

– Чем ты еще увлекаешься?
– Из занятий, помимо фотографии, практикую гончарное дело, люблю читать, по возможности, путешествовать, пишу стихи и нередко берусь за кисти, рисую что-нибудь по настроению.

gal
– Расскажи о выставке в библиотеке. Почему стоит ее посетить?
– На выставке представлены мои работы до 2015 года. Приглашение выставиться в библиотеке им. А. С. Грибоедова – особая честь. Во-первых, это моя первая выставка в Петербурге, спустя 2,5 года жизни здесь, во-вторых, привлечь людей в библиотеку, пусть с необычной стороны. Я за жизнь и развитие давно знакомых площадок с разных сторон, объединяться и творить совместные добрые, творческие проекты – это ведь уже настоящее чудо.

Материал подготовлен сотрудником библиотеки им. А. С. Грибоедова
Котельниковой Анастасией

Свернуть

Подробнее

8

Июня

Внимание! Ведутся технические работы на сайте

Дорогие читатели, обращаем ваше внимание, что на нашем сайте сейчас ведутся технические работы. Возможно, некоторые страницы будут отображаться некорректно. Приносим свои извинения.

Спасибо за понимание!

8

Июня

Летний опрос

Дорогие читатели, наступила долгожданная пора, и мы хотим узнать, что привлекает вас в наших библиотеках летом?

Пожалуйста, пройдите небольшой опрос. Вместе с вами мы становимся лучше!

7

Июня

Режим работы МЦБС им. М. Ю. Лермонтова в выходные дни

Дорогие читатели, обращаем ваше внимание на режим работы наших библиотек.

12 июня − выходной день 

Со вторника 13 июня МЦБС им. М. Ю. Лермонтова продолжит свою работу в обычном режиме. Желаем всем приятных выходных!

7

Июня

Новая подборка книг в «Советуем почитать»

Жажда к жизни, стремление к знаниям, любви, свободе и справедливости, своеобразие и сложность бытия нашли отражение в самобытной испанской литературе. В этот день предлагаем насладиться книгами, которые вы найдете в наших библиотеках. Подборка уже выложена в «Советуем почитать»

6

Июня

Разовый мастер-класс по тканевому картонажу

«Открытые мастерские» объявляют набор на новый разовый мастер-класс по тканевому картонажу. На мастер-классе участники познакомятся с базовыми навыками картонажа и на их основе сделают две шкатулки. Обучение является бесплатным, потребуется только небольшой взнос на расходные материалы. Занятие пройдет 7 июня с 17.00 до 21.00. Для записи необходимо написать мастеру – Ирине Лозовской 

1 2 3 4 5 6 7 8
Наверх |