Традиционное искусство Китая в библиотеке
12.03.2025
Март в «Лиговской» библиотеке проходит под знаком традиционного искусства Китая.
Так, 22 марта состоится лекция, посвященная традиционным образам китайской живописи. На лекции в библиотеке вы узнаете об основных мотивах и символах китайской живописи, о роли природы и философии в формировании художественного образа, а также об особенностях техники и материалов традиционной китайской живописи.
Лектор – Марина Евгеньевна Кравцова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора Дальнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, профессор кафедры философской антропологии СПбГУ.
До 24 марта в библиотеке «Лиговская» можно посетить выставку «Симфония весны в стиле гунби»
В экспозиции представлены работы преподавателя дополнительной образовательной программы СПБГУ «Традиционная китайская живопись стиля гунби» Ту Чжуня и его учеников.
Мы попросили Ту Чжуня рассказать подробнее о стиле работ, представленных на выставке, а также основных принципах оформления изображений.
Особенности китайской живописи Гунби
Корни гунби (до династии Хань, 206 г. до н.э.) восходят к древнейшим ритуальным изображениям на бронзовых сосудах и шелке эпох Шан (1600–1046 до н.э.) и Чжоу (1046–256 до н.э.). Уже тогда проявлялась характерная для гунби точность линий и внимание к деталям.
Во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) гунби оформился как самостоятельный стиль. Основные темы: мифологические сюжеты, портреты знати, изображения духов. Пример: росписи гробниц с детализированными фигурами людей и животных.
Золотой век стиля гунби наступил при династиях Тан (618–907) и Сун (960–1279).
Во времена «Танской эпохи» происходит расцвет придворной живописи. Художники со¬здавали портреты императоров, сцены пиров, изображения прекрасных дам.
В «Эпоху Сун» сюжеты картин стиля гунби становятся реалистичными: встречаются пейзажи, изображения цветов и птиц. Одним из знаменитых художников этого периода является Чжао Цзи (император Хуэйцзун). Его увлечение искусствами привело к пренебрежению в государственных делах и, как следствие, к катастрофе – империя потеряла свои северные владения.
Во времена династии Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) гунби сохраняет статус элитарного стиля, несмотря на то, что набирает популярность стиль свободной живописи «сеи». Более того, направление развивается и совершенствуется – внедряется техника тщательного наложения красок, усиливающая декоративность рисунков.
В эпоху Цин (1644 – 1912) гунби стала более эклектичной, впитывая европейские влияния, в ней стали использоваться приёмы светотени. Сегодня стиль сохраняет традиции, но обогащается современными темами и материалами.
Техника создания рисунка в стиле гунби включает несколько этапов:
– «Двойной контур»: рисунок начинается с точного карандашного наброска, затем, для создания объема, контуры обводятся тушью в два этапа.
– «Многослойная окраска»: краски (минеральные или растительные) наносятся тонкими слоями, иногда до 20–30 раз, чтобы добиться глубины и переливов.
Материалы, которые используют мастера гунби, традиционны – это шелк или специальная, не впитывающая влагу бумага «шэнсюань». Особенности материалов позволяют художнику работать медленно и аккуратно.
Эстетические принципы стиля гунби:
– Реализм и символизме: даже в детализированных изображениях цветов или птиц за-ложен философский подтекст. Например, пион – символ благородства, а бамбук – стойко-сти.
– Гармония линий и цвета: контуры не исчезают под краской, а становятся частью композиции, подчеркивая форму.
– Статичность композиции: часто используется симметрия или «кадрирование», акцентирующее главный объект.
Наиболее популярные темы и сюжеты направления гунби:
– Цветы и птицы. Это самый популярный жанр, сочетающий натурализм и поэтику.
– Люди: парадные портреты, исторические сцены, изображения красавиц.
– Религиозные и мифологические мотивы: буддийские и даосские сюжеты, драконы, фениксы.
Гунби отражает конфуцианский идеал порядка и гармонии, а также даосское внимание к природе. Каждая деталь несет смысл: например, количество лепестков цветка может символизировать времена года.
Самые знаменитые произведения направления гунби:
– картина «Фея реки Ло» (IV век) автора Гу Кай-чжи. На ней изображен сюжет, иллюстрирующий поэму «Ло шэнь фу» («Ода о божестве реки Ло»), крупнейшего поэта рубежа II–III в. Цао Чжи.
– «Портрет императора Тай-цзуна», авторства Янь Либэня VII век – классический пример придворного направления стиля гунби.
– «Голубь на персиковой ветке». Автор Император Хуэйцзун из династии Сун Северная Сун. Эталон точности в жанре «цветы и птицы».
Сегодня гунби практикуется как в традиционной форме (например, художники Ван Мэй-фан или Хэ Цзяньнин), так и в экспериментальных версиях, сочетающих акварель, золочение или цифровые технологии. Несмотря на изменения, суть стиля – медитативная тщательность и диалог с наследием – остается неизменной.
Гунби – это не просто техника, а воплощение китайского мировоззрения, где красота рождается из терпения, дисциплины и глубокого уважения к природе.
О принципах оформления изображений
Посетители выставки в библиотеке «Лиговская» наверняка обратят внимание на оформление представленных картин. Углы рам имеют закругленную форму, что не только несет в себе глубокую культурную символику, но и отражает слияние традиционной китайской эстетики и философской мысли.
Закругленные углы рамки смягчают острые углы квадрата, избегая визуального конфликта и делая произведение более гармоничным с окружающей средой (мебелью, архитектурой). Например, круглые ворота и окна в садах служат не только проходами, но и «рамками», направляя зрителя на поэтическое восприятие внутреннего и внешнего пейзажа.
Оформление китайской живописи подчеркивает ручную работу. Закругленные углы часто встречаются в деревянных рамках, передавая древнюю и элегантную красоту через соединение шипов и пазов и детали резьбы.
Закругленные углы рамки – это не просто украшение, но и культурный символ. Например, структура «внешний круг, внутренний квадрат» в тулоу провинции Фуцзянь символизирует семейное единство и порядок мироздания. Аналогично, закругленные углы рамки могут символизировать мудрость «внешней гармонии и внутренней прямоты».
Закругленная форма рамки для китайской живописи – это как выражение космологии «круглое небо и квадратная земля», так и эстетической практики традиционных концепций «гармонии» и «совершенства».
Через двойное воздействие формы и символики она объединяет философию, искусство и повседневную жизнь, становясь важным носителем восточной эстетики.
Так, 22 марта состоится лекция, посвященная традиционным образам китайской живописи. На лекции в библиотеке вы узнаете об основных мотивах и символах китайской живописи, о роли природы и философии в формировании художественного образа, а также об особенностях техники и материалов традиционной китайской живописи.
Лектор – Марина Евгеньевна Кравцова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора Дальнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, профессор кафедры философской антропологии СПбГУ.
До 24 марта в библиотеке «Лиговская» можно посетить выставку «Симфония весны в стиле гунби»
В экспозиции представлены работы преподавателя дополнительной образовательной программы СПБГУ «Традиционная китайская живопись стиля гунби» Ту Чжуня и его учеников.
Мы попросили Ту Чжуня рассказать подробнее о стиле работ, представленных на выставке, а также основных принципах оформления изображений.
Особенности китайской живописи Гунби
Корни гунби (до династии Хань, 206 г. до н.э.) восходят к древнейшим ритуальным изображениям на бронзовых сосудах и шелке эпох Шан (1600–1046 до н.э.) и Чжоу (1046–256 до н.э.). Уже тогда проявлялась характерная для гунби точность линий и внимание к деталям.
Во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) гунби оформился как самостоятельный стиль. Основные темы: мифологические сюжеты, портреты знати, изображения духов. Пример: росписи гробниц с детализированными фигурами людей и животных.
Золотой век стиля гунби наступил при династиях Тан (618–907) и Сун (960–1279).
Во времена «Танской эпохи» происходит расцвет придворной живописи. Художники со¬здавали портреты императоров, сцены пиров, изображения прекрасных дам.
В «Эпоху Сун» сюжеты картин стиля гунби становятся реалистичными: встречаются пейзажи, изображения цветов и птиц. Одним из знаменитых художников этого периода является Чжао Цзи (император Хуэйцзун). Его увлечение искусствами привело к пренебрежению в государственных делах и, как следствие, к катастрофе – империя потеряла свои северные владения.
Во времена династии Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) гунби сохраняет статус элитарного стиля, несмотря на то, что набирает популярность стиль свободной живописи «сеи». Более того, направление развивается и совершенствуется – внедряется техника тщательного наложения красок, усиливающая декоративность рисунков.
В эпоху Цин (1644 – 1912) гунби стала более эклектичной, впитывая европейские влияния, в ней стали использоваться приёмы светотени. Сегодня стиль сохраняет традиции, но обогащается современными темами и материалами.
Техника создания рисунка в стиле гунби включает несколько этапов:
– «Двойной контур»: рисунок начинается с точного карандашного наброска, затем, для создания объема, контуры обводятся тушью в два этапа.
– «Многослойная окраска»: краски (минеральные или растительные) наносятся тонкими слоями, иногда до 20–30 раз, чтобы добиться глубины и переливов.
Материалы, которые используют мастера гунби, традиционны – это шелк или специальная, не впитывающая влагу бумага «шэнсюань». Особенности материалов позволяют художнику работать медленно и аккуратно.
Эстетические принципы стиля гунби:
– Реализм и символизме: даже в детализированных изображениях цветов или птиц за-ложен философский подтекст. Например, пион – символ благородства, а бамбук – стойко-сти.
– Гармония линий и цвета: контуры не исчезают под краской, а становятся частью композиции, подчеркивая форму.
– Статичность композиции: часто используется симметрия или «кадрирование», акцентирующее главный объект.
Наиболее популярные темы и сюжеты направления гунби:
– Цветы и птицы. Это самый популярный жанр, сочетающий натурализм и поэтику.
– Люди: парадные портреты, исторические сцены, изображения красавиц.
– Религиозные и мифологические мотивы: буддийские и даосские сюжеты, драконы, фениксы.
Гунби отражает конфуцианский идеал порядка и гармонии, а также даосское внимание к природе. Каждая деталь несет смысл: например, количество лепестков цветка может символизировать времена года.
Самые знаменитые произведения направления гунби:
– картина «Фея реки Ло» (IV век) автора Гу Кай-чжи. На ней изображен сюжет, иллюстрирующий поэму «Ло шэнь фу» («Ода о божестве реки Ло»), крупнейшего поэта рубежа II–III в. Цао Чжи.
– «Портрет императора Тай-цзуна», авторства Янь Либэня VII век – классический пример придворного направления стиля гунби.
– «Голубь на персиковой ветке». Автор Император Хуэйцзун из династии Сун Северная Сун. Эталон точности в жанре «цветы и птицы».
Сегодня гунби практикуется как в традиционной форме (например, художники Ван Мэй-фан или Хэ Цзяньнин), так и в экспериментальных версиях, сочетающих акварель, золочение или цифровые технологии. Несмотря на изменения, суть стиля – медитативная тщательность и диалог с наследием – остается неизменной.
Гунби – это не просто техника, а воплощение китайского мировоззрения, где красота рождается из терпения, дисциплины и глубокого уважения к природе.
О принципах оформления изображений
Посетители выставки в библиотеке «Лиговская» наверняка обратят внимание на оформление представленных картин. Углы рам имеют закругленную форму, что не только несет в себе глубокую культурную символику, но и отражает слияние традиционной китайской эстетики и философской мысли.
Закругленные углы рамки смягчают острые углы квадрата, избегая визуального конфликта и делая произведение более гармоничным с окружающей средой (мебелью, архитектурой). Например, круглые ворота и окна в садах служат не только проходами, но и «рамками», направляя зрителя на поэтическое восприятие внутреннего и внешнего пейзажа.
Оформление китайской живописи подчеркивает ручную работу. Закругленные углы часто встречаются в деревянных рамках, передавая древнюю и элегантную красоту через соединение шипов и пазов и детали резьбы.
Закругленные углы рамки – это не просто украшение, но и культурный символ. Например, структура «внешний круг, внутренний квадрат» в тулоу провинции Фуцзянь символизирует семейное единство и порядок мироздания. Аналогично, закругленные углы рамки могут символизировать мудрость «внешней гармонии и внутренней прямоты».
Закругленная форма рамки для китайской живописи – это как выражение космологии «круглое небо и квадратная земля», так и эстетической практики традиционных концепций «гармонии» и «совершенства».
Через двойное воздействие формы и символики она объединяет философию, искусство и повседневную жизнь, становясь важным носителем восточной эстетики.
Другие новости
Мы используем cookies, чтобы вам было проще и удобнее работать с сайтом.
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie
Я согласен
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie