На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Новости

Вернуться к списку новостей


Ценить и принимать жизнь такой, какая она есть. Интервью с фотографом Ольгой Матвеевой

08.04.2019

Одним из главных событий за последнее время для библиотеки им. К. А. Тимирязева стало открытие фотовыставки студентки курса документальной фотографии УЦ «Петербургский фотограф» Ольги Матвеевой под названием «Детдомовцы не плачут». Коротко и ёмко рассказанные истории сложных детских судеб поразили читателей. Об этом говорят десятки отзывов, оставленных и взрослыми, и подростками. «Спасибо за этот непростой труд, вы помогаете ценить и принимать жизнь такой, какая она есть», – пишут автору восхищённые зрители.

Ольга Матвеева – скромный, сдержанный человек, не любящий громких слов и излишнего внимания, но очень любящий свою работу. Работу с детьми, воспитанниками детских домов. Проект «Детдомовцы не плачут» объединяет истории самых разных детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Мы пообщались с Ольгой и попробовали посмотреть на мир её глазами.

gal

− Ольга, расскажите, как вы пришли в фотографию? С чего всё начиналось, где обучались?

− Я училась в институте кино и телевидения, окончила курс режиссуры и игрового кино, обучалась в мастерской Сергея Овчарова. Однажды меня пригласили в качестве режиссёра снимать в Доме ветеранов сцены. Мы делали фильм об актрисе Нине Яковлевне Мазаевой в паре с оператором. В итоге получилось две версии: её и моя. Моя была очень логичной, грамотно выстроенной, но всё же это был не фильм. Возможно, не хватало красивых, атмосферных кадров, которые могли бы сделать историю глубже. В версии оператора, напротив, имелось много красивых моментов, но не было структуры.

В тот момент я поняла, что нужно учиться разговаривать на «визуальном языке». Увидела объявление о наборе на курс документальной фотографии, попала в группу к Борису Тополянскому. И моё представление о фотографии изменилось кардинально. Я буквально в неё влюбилась. И с мастером мне снова очень повезло.

gal− Фотопроект «Детдомовцы не плачут» – это уникальная остросоциальная работа. Как возникла идея создать нечто подобное? Почему решили выбрать именно такое название?

− Это было задание для курса документальной фотографии УЦ «Петербургский фотограф»: за неделю написать историю. Так как я работаю в «Пристани» (центр по адаптации сирот), провожу там много времени, история стала складываться именно таким образом. На название «Детдомовцы не плачут» решилась не сразу. Дело в том, что дети не любят, когда их называют «детдомовцами», это больно и обидно. Но серия в первую очередь социально ориентированная, поэтому было принято решение объединить снимки именно таким смелым названием. А родилось оно после того, как одна из девочек (этот случай вошёл в экспозицию выставки в библиотеке им. К.А. Тимирязева) расплакалась. За годы моей работы в «Пристани» такое произошло впервые. Детдомовцы действительно НЕ плачут.

− Как вы считаете, с чем это связано?

Это связано с тем, что в детских домах всего один воспитатель на большую группу детей, и воспитанники, которые находятся там с самых ранних лет, привыкают к тому, что к ним, как правило, никто не подходит по первому зову, чтобы успокоить и утешить. Со временем вырабатывается что-то вроде иммунитета к трудностям, ребёнок привыкает справляться со своими эмоциями сам.

− Расскажите более подробно о «Пристани» и своей работе там. Каково это — работать с детьми, которые остались одни? И можно ли назвать их одинокими?

− «Пристань» — благотворительная организация, которая работает в нескольких направлениях, — это фотография, кулинария, а также гончарная, швейная, столярная мастерские. Каждый день к нам на занятия приходят ребята из детских домов, и каждый из них решает сам, куда ему пойти. На одного преподавателя — не более двух подопечных, ведь каждому из них нужно не только открыть дорогу в профессию, но и стать понимающим наставником, другом. Подростки учатся раскрывать свои эмоции, выражать мысли, делиться тем, что происходит вокруг. У нас в студии сейчас имеется новейшее оборудование, и, если мы видим, что кому-то из ребят обучение даётся тяжело, мы стараемся сделать так, чтобы этот ребёнок как можно больше фотографировался и видел, насколько красив. Среди детдомовцев вопрос заниженной самооценки стоит особенно остро, ведь их, как и обычных детей, обижают в школе, но колоссальная разница заключается в том, что обычный ребёнок после конфликта со сверстниками может прийти домой, к своей семье, где его утешат любящие родители, а нашим подопечным идти некуда и не к кому. Однажды я сфотографировала воспитанницу нашей студии, выслала ей этот портрет, и девочка ответила: «Спасибо за снимок, вижу, что я действительно красивая». И мы все теперь наблюдаем, как она меняется, расцветает, ей даже меньше хочется ругаться. Подростки очень нуждаются в поддержке.

gal

− О чём мечтают эти ребята?

− О родителях. Это основная мечта. К сожалению, подростков берут в семьи достаточно редко, хотя они особенно ранимы и чувствительны. В нашей студии есть мальчик, ему скоро исполнится восемнадцать, и как-то, узнав, что его младшего товарища забирают из детского дома, он произнёс: «Вот бы меня кто-нибудь взял…». Несмотря на все жизненные трудности, семья — самая большая ценность для этих ребят.

− А о чём мечтаете вы?

− Я мечтаю о том, чтобы этот проект не пришлось продолжать, хотя понимаю, что на данном этапе это невозможно, и продолжить всё-таки придётся, ведь так быстро всё не изменится, не наладится. Но есть надежда, что хотя бы у героев проекта всё будет хорошо, им поможет поддержка «Пристани», и они уверенно смогут войти в нормальную взрослую жизнь.

− Насколько мне известно, «Детдомовцы не плачут» — не единственный ваш проект. Расскажите об остальных.

− Могу выделить проект «Когда я вижу сны…» – он о судьбе актрисы Зои Дмитриевны Соколовой, которая потеряла зрение двадцать лет назад в итоге несчастного случая. Тогда ей было пятьдесят девять. В один миг жизнь лишила её всего: любимой работы, возможности жить в привычном ритме, видеть окружающий мир. Однажды ей позвонили из ДК им. Шелгунова и предложили организовать деятельность театра для слепых и слабовидящих. Она согласилась, и в итоге театр успешно существует уже двадцать лет. Сейчас ей семьдесят восемь, она живет в Доме ветеранов сцены, и каждый раз самостоятельно добирается на работу. Ученики – это смысл её жизни. И смысл жизни – служить другим людям. Эта история, несомненно, впечатляет, и я уверена, что она может вдохновить ещё кого-то. Также важен для меня проект под названием «Жить ещё раз», его героиня – Нина Яковлевна Мазаева. За период нашей совместной работы мы невероятно сблизились. Если я не звоню неделю, она начинает переживать. Несмотря на возраст, Нина Яковлевна осталась потрясающе красивой. Она – это пример красивой старости при незавидной судьбе: пройденная война, расстрел отца, потеря близких… И в то же самое время – пример безграничной любви к жизни.

gal− Всегда ли работаете в черно-белой фотографии? Есть ли какой-то символизм в использовании именно этих цветов?

− Чёрно-белая фотография мне нравится своей выразительностью. При помощи монохрома можно существенно заострить внимание на конкретных деталях, предоставить возможность зрителю больше домыслить самому, представить себе обстановку, изображённую на фото. Как-то я была на мастер-классе одного оператора, который снял чёрно-белое кино. После показа ленты к нему подходили зрители и спрашивали: «Как чёрно-белое? Оно же цветное!». То есть чёрно-белое изображение может быть настолько выразительным, что воспринимается человеческим глазом как насыщенное красками, цветное. Это удивительно.

− Работаете ли вы с НЕпортретами? Пейзажи, архитектура, натюрморты?

− Работаю. Сейчас как раз интересуюсь съёмкой натюрмортов, люблю travel-фото, так как много путешествую, увлекаюсь спелеологией. Яркое впечатление на меня производит океан, восхищает своей силой и свободой.

− Что вас вдохновляет на создание новых проектов?

Вдохновляет желание сделать что-то значимое, сказать о важном. Для меня фотография – это способ познания мира, общения с ним.

gal− Для такой важной работы нужно достаточно много сил: и душевных, и физических. Откуда их берёте? Что вас вдохновляет?

− С детьми работать сложно. Перезагрузка просто необходима, поэтому и занимаюсь спелеологией: это поездки в пещеры, постоянные экспедиции, тренировки, подготовка. Экспедиции случаются два-три раза в год, а тренировки – два-три раза в неделю.

− Есть ли какие-то фотографы, чьё творчество вам особенно близко?

− Да, это Анри-Картье Брессон, Льюис Хайн, который считается по праву основателем социальной фотографии, Георгий Пинхасов, Салли Манн, Джеймс Нахтвей, Борис Смелов, Вильгельм Михайловский.

− Какой совет Вы могли бы дать тем, кто оказался в непростой жизненной ситуации?

− Я бы посоветовала не сдаваться, продолжать интересоваться жизнью, людьми, миром. После открытия выставки в библиотеке им. К.А. Тимирязева со мной поделилась своей историей одна девушка. Её письмо тронуло меня до глубины души: потеря близких, жизнь в приюте, боль, издевательства – всё это пришлось преодолеть. Но гораздо больше меня поразило то, что, пройдя через эти ужасные испытания, ей удалось не зачерстветь и сохранить в себе веру в людей, открытость, жизнерадостность.

− А что посоветовали бы начинающему фотографу, который хочет «раскрыть» человека?

− Прежде всего – полюбить этого человека.
____
Ольга, большое спасибо за интересную беседу! В завершение диалога предлагаем небольшой блиц:

−Если книга, то…
−Жюль Верн «Путешествие к центру Земли», Норбер Кастере «Моя жизнь под землёй», Диана Машкова «Чужие дети».

−Если страна, то…
−Россия.

−Если жанр фотографии, то…
−Социальная фотография.

−Если следующая фотовыставка, то…
−Про объятия.

Материал подготовлен
Юлией Бугаковой,
сотрудником библиотеки им. К.А. Тимирязева

Наверх |