На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Новости

Вернуться к списку новостей


Выставка «Графика Павла Ивлева» в Библиотеке книжной графики

29.08.2017

До 31 августа в Библиотеке книжной графики открыта выставка графики советского художника-графика Павла Ивлева.

Павел Филатович Ивлев родился в Петербурге в 1901 году в семье крестьянина Рязанской губернии села Колыбельского, наследника места сидельца винной лавки в Петербурге Филата Семеновича Ивлева.

В 1915 году Павел поступил на обучение в Воздвиженское высшее начальное училище, в 1917 году окончил его, получив тройки по большинству предметов, четверки по истории и естествознанию и единственную пятерку по рисованию и черчению. Он мечтал стать художником, но этому помешала революция.

Ивлев Павел Филатович_Без названия_1962 г.

В 1918 году Павла Ивлева забирают в армию, затем распределяют во Владикавказ, где он пробыл до конца 1920-х годов. В годы службы на Кавказе Ивлев состоял в художественном кружке, где его этюды с натуры и декоративные работы для Рабочего театра, например, эскизы декораций для постановки «Робин Гуда», вызывали большое внимание и интерес.

В 1928 году Павел Ивлев возвращается в Ленинград и поступает в Художественно-промышленный техникум. За три года учебы он переменил три отделения. Первый год учился на театральном, второй – на педагогическом, окончил обучение на отделении керамики.

В августе 1931 года он был командирован на Бронницкую фарфоро-фаянсовую фабрику «Пролетарий» в качестве художественного руководителя фабрики, но в ноябре того же года живописный цех фабрики ликвидировали, и Павел вернулся в Ленинград. Некоторое время работал секретарём школьного сектора районного отдела народного образования, затем преподавателем ИЗО в 6-й вспомогательной школе и учителем рисунка и живописи в Доме художественного воспитания детей Смольнинского-Дзержинского района. В это время у Павла Ивлева появляются знакомые среди художников. Близкий приятель – Осип Сидлин. Возникает долгая, на всю жизнь, дружба с Константином Кордобовским.

gal

В 1934 году Ивлев женится, в 1936 году рождается сын. В 1937 году жена, желая дать Павлу возможность спокойно заняться искусством, отправляется с годовалым ребенком на свою родину, в Беларусь, в город Могилёв. До момента воссоединения семьи в 1938 году (Ивлев в конце концов уезжает вслед за женой), Павел почти ежедневно пишет жене. Заметную часть в его письмах занимают его размышления о себе, сомнения в своем таланте и правильности избранного пути художника.

«...Что-то не ладится у меня, не получается. Опять полезли в голову обычные мыслишки, для чего да к чему всё это. Состояние топтания на месте. Хочется просто так, без философии поработать. Читаешь серовские письма – люди просто любили свое искусство и отдавались ему так, как на сердце лежало. Просто завидно даже. Всё-таки для такой любви надо иметь ещё и талант, да не какой-нибудь, а солидный, иначе будешь замухрышкой с нечёсаной шевелюрой. Вот отсюда и вопросы к себе: стоит ли и надо ли заниматься этим именно так и не проще ли халтурить, насколько позволяет твой мизерный талантишко. И устроить зато свою жизнь. Но что это за жизнь, боже мой. А может быть и ничего? Какая досада, что человек живет только один раз. Страшно не хочется просчитаться в жизни».

В годы жизни в Беларуси семья проводит лето в Выре или Бабине. Павел рисует гуашью старые двухэтажные деревенские дома или уходит в лес и делает быстрые этюды, стремясь уловить яркий цвет пятен, высвеченных солнцем на несколько коротких минут в лесном полусумраке. В эти же годы Павла захватывает интерес к гомеровской «Одиссее». Он старается ближе познакомиться с искусством и бытом по книгам и экспонатам музеев. Затем на небольших набросках гуашью и акварелью нащупываются цветовые решения. В 1940-м году появляется 20 листов эскизов гуашью. Он ещё не приступил к окончательной работе над «Одиссеем», а уже возникает интерес к ещё одной большой теме – «Божественной комедии» Данте. Однако этим планам не суждено было сбыться.

gal

Наступает 1941-й год, и Павел уходит на фронт. В своих письмах к жене художник неоднократно возвращается к «своему Одиссею» – то желая продолжить работу над ним, то отступая от этого желания. После окончания войны Павел так и не вернулся к этой работе.

В военные годы Ивлеву удается находить время для зарисовок, набросков. Созерцание природы, размышления о красоте окружающего мира занимают его постоянно.

«Как всё-таки прекрасен мир. И чудятся мне бесконечные серии гравюр и эстампов, наполненные сочным рассказом об этой красоте мира. И я хожу, смотрю и слушаю. Никакой вымысел не даёт никогда того, что есть в натуре. Как мне хочется окунуться вновь в этот мир цвета».

После окончания войны полк, в котором служил Ивлев, двинулся в путь из Карелии через всю Сибирь к восточным границам. В эти дни Павел Ивлев создал серию пейзажей по дорожным впечатлениям.

gal

В послевоенное время Ивлев работал в различных областях прикладного искусства: от эскизов конвертов для грампластинок и упаковки спичек и конфет, до оформления спектаклей и станций метро. Также продолжал делать зарисовки с натуры в городе и в пригородных парках в своих самодельных альбомах, которые всегда имел с собой. В 1960-х годах Павел с женой конец лета и осень проводят в Крыму, где Павел рисует и делает этюды маслом и гуашью. Накопленные впечатления используются потом для создания серий рисунков и эстампов.

В 1991 году художник ушел из жизни. Это первая персональная выставка Павла Ивлева, который прошел нелегкий жизненный путь, находясь в постоянном поиске художественных образов и сомневаясь в своем таланте. Он реализовался как профессиональный художник промышленной графики, но с горящим сердцем всегда мечтал стать вольным художником. Его постоянные зарисовки красоты окружающего мира говорят о том, что он пытался сказать «нечто», передать свою любовь к действительности, что и есть не что иное, как настоящее искусство.

gal

 

 

Наверх |