На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь событий

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости

Вернуться к списку новостей


Интервью с Марией Гурьевой

04.07.2017

С 8 по 28 июня в библиотеке им. К. А. Тимирязева прошла выставка авторских фотокниг «(Не)изданное», студентов и выпускников кафедры кино- и фотоискусства СПбГИК под кураторством Марии Гурьевой, преподавателя и специалиста по истории и теории фотографии. Мы поговорили с Марией о таком непростом деле как фотокнига, узнали как ее можно создать и какие книги обязательны к прочтению. Интервью подготовлено в рамках рубрики «Культурный радиус».

gal– Когда появилась идея проведения выставки фотокниг ваших студентов?
– В тот момент, когда появилась возможность сделать выставку в библиотеке. Идея соединить фотографию и книжную форму просто напрашивалась.

– Существует ли на вашей кафедре курс, посвященный именно созданию фотокниг?
– У нас есть курсы, в ходе которых студенты работают над фотографическими проектами. Они могут быть реализованы разными способами: в виде выставок, книг, мультимедийных решений. Сегодня фотокнига, как художественная форма, снова становится актуальной, поэтому важно, чтобы будущие специалисты по созданию визуальных произведений имели опыт работы с таким форматом. Книга очень отличается от более привычного формата «фотографии, висящей на стене» по многим параметрам. Ведь книга – это некий тактильный и интерактивный опыт.

– Как появилось название выставки «(Не)изданное»? Книги, кажется, можно считать уже опубликованными. И они даже выставлены.
– Технически или юридически, разумеется, книги эти нельзя считать изданными. Хотя в данном случае название не констатация факта, а поэтическое обобщение. Нам хотелось в коротком названии соединить идею книги (не используя слово «книга») с представлением о штучном, рукодельном, самиздатовском формате.

Как проходил процесс создания книг для выставки? Какова ваша роль в этом?
– Работа над художественным проектом – это, прежде всего, исследование. Моя задача оснастить художника инструментарием для этой исследовательской работы, которая в большой степени ведётся в поле образов смыслов, в поиске верных методов, интонаций для создания образов. В создании фотокниги, как и любого другого художественного проекта, художник движется от необходимости что-то выразить через поиск конкретных смыслов и средств для их выражения, к произведению, которое появляется в итоге этой работы.

gal

– Скажите, пожалуйста, что для вас является фотокнигой? В описании к выставке вы говорили «самодельные фотокниги и зины». Различаете ли вы фотокнигу и зины? А различаете ли вы фотокнигу и фотоальбом? Или для вас это синонимы?
– Отвечу на эти два вопроса вместе. Терминология тут пока очень неустойчивая, более того, она различается в зависимости от языка, который мы используем. В русскоязычном варианте «фотокнига» часто ассоциируется с коммерческим продуктом, это один из форматов представления результатов какой-нибудь свадебной или семейной фотосессии. Термин «зин», наоборот, эту коммерческую составляющую исключает или обходит, потому что зин-культура – это, прежде всего, культура самиздата, эксперимента и некоммерческих решений. «Фотокнига» как термин обладает большим потенциалом, чем «фотоальбом». «Фотоальбом» акцентируется скорее на том, что у нас будет много фотографий (особенно по аналогии с семейным или другими видами фотоальбомов), а «фотокнига», как мне кажется, указывает на более широкий спектр вариаций того, что в ней можно найти, а также на некую логичность и цельность и, что очень важно, на необходимость именно такой формы. Если альбом или каталог – это способ показать фотографии произведений, то есть произведения существуют отдельно от альбома, то в книге сама материальная книжная форма является частью произведения. Вообще фотокнига как форма уже встречалась в истории фотографии – стоит вспомнить хотя бы советские фотокниги 1920-1930-х годов, когда книга была одной из передовых форм экспериментирования с новыми языками визуальной выразительности.

gal– Все фотокниги и зины, представленные на выставке, оформлены нестандартно и раскладываются как карты или сшиты веревочкой, то есть не совсем похожи на обыкновенные книги. И многие фото не имеют общего с классической фотографией, к которой, возможно, привык зритель. Чем это обусловлено?
– Классические формы проверены временем. Но в том и суть художественного поиска как динамичного процесса, чтобы возвращаться к ним по мере необходимости, но при этом искать и использовать другие формы. На выставке есть книга-карта, книга-гармошка, есть произведение, выполненное в виде рекламной листовки, книга с тремя рядами страниц и так далее. Часть из них подчёркнуто интерактивна. Вы не просто листаете страницы, а вам необходимо развернуть карту, или в какой-то момент повернуть книгу и листать в обратную сторону, или сложить портрет из разбросанных по нескольким полупрозрачным страницам фрагментов. В каждом из этих случаев форма неслучайна, она такой же инструмент создания смыслов, как и сами изображения.

– Какими навыками и знаниями нужно обладать, что создать свою собственную фотокнигу?
– Фотокнигу, как и фотографию, в принципе, сделать несложно. Сложно сделать хорошую и интересную работу. На такой вопрос всегда хочется ответить что-нибудь про всесторонние знания и образованность. Кто-то из известных российских фотографов на вопрос: «Как стать хорошим фотографом?», ответил: «Ходить в филармонию». Помимо хороших ремесленных знаний и умений, необходимо понимание того, куда эта книга с фотографиями впоследствии попадут. Помимо этого, нужно ответить на следующие вопросы: что представляет собой современный культурный контекст, в котором она будет существовать, что будет ждать от неё зритель, что он должен увидеть?

gal– Какие книги по фотографии вы рекомендуете прочитать каждому, кто хотел бы заняться таким видом искусства?
– Любые книги, которые рекомендуется читать по фотографии вообще. Я могу посоветовать книги, важные для моей области история и теории фотографии. Например, книги по истории фотографии таких авторов, как Мишеля Фризо, Елену Бархатову, Владимира Левашова, сборники по типу «лучшие фотографии» Taschen. Книги по теории фотографии и теории визуального искусства и культуры, в особенности, ставшие уже хрестоматийными тексты в переводе на русский язык Ролана Барта, Сюзан Сонтаг, Рудольфа Арнхейма, Пьера Бурдье, Джона Бергера, Андре Руйе, Вилема Флюссера, Поля Вирильо. К сожалению, многие пособия до сих пор не переведены. В частности, есть отличные «ридеры» (сборники текстов) и учебники по теории фотографии и теории визуальной культуры на английском, например, под редакцией Hal Foster или Liz Wells. Для практикующих фотографов, важны какие-то практические руководства по фотографии.

 

Интервью подготовлено сотрудником
библиотеки им. К. А. Тимирязева
Ивановой Ириной
Авторы фотографий Roman Kukhtenkov
и Никита Коростелев

 

Наверх |