На главную
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Поиск
 
Карта сайта

Календарь

Июнь 2019

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Книжные новинки

Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать
Уже на полке!
Забронировать

Все новинки

Новости МЦБС

17.06.2019

Летний график работы наших библиотек Подробнее

13.06.2019

«Lermontov_Fest ― 2019»: Для героев нашего времени Подробнее

05.06.2019

Городской праздник "Сказки народов мира" Подробнее

Календарь

Май 2019

Ср
1
Чт
2
Пт
3
Сб
4
Вс
5
Пн
6
Вт
7
Ср
8
Чт
9
Пт
10
Сб
11
Вс
12
Пн
13
Вт
14
Ср
15
Чт
16
Пт
17
Сб
18
Вс
19
Пн
20
Вт
21
Ср
22
Чт
23
Пт
24
Сб
25
Вс
26
Пн
27
Вт
28
Ср
29
Чт
30
Пт
31

Ночь музеев – 2019 «Элементы повседневности: как частное становится публичным»

18.05.2019

18 мая с 18.00 до 23.00 в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова (Литейный пр., д. 19) в рамках международной акции Ночь музеев – 2019 пройдет программа «Элементы повседневности: как частное становится публичным».

В основе программы - вопрос о том, какое положение может занимать искусство и наука в пространстве между приватным и публичным. С начала XIX и до современности сами понятия публичного, общественного, частного, приватного менялись, а их границы сдвигались и накладывались друг на друга. Мы сосредоточимся именно на этом временном отрезке, так как он совпадает с историей здания - особняка графов Мусиных-Пушкиных, - в котором расположена библиотека им. М. Ю. Лермонтова, и охватывает важнейшие перемены в истории страны.

Через салонную культуру XIX века - к раннесоветскому пересмотру границ частного (вплоть до полного его отрицания). От советского разделения на официальное и приватное - к множественным формам публичного, контр-публичного и укромного в пространстве современности. Мы постараемся проследить, как искусство и культура связывают все эти сферы, формируются ими и формируют их.

Публичное противопоставляется либо сокрытому, неявному и тогда понимается как открытое, видимое всем; либо - интимному, индивидуальному, частному, и тогда понимается как синоним коллективного. Искусство всегда балансирует между этими полюсами: часто создаваясь в частном пространстве, в одиночку, в стол, оно занимает свое место в истории, только погружаясь в публичное поле: искусству нужны читатель, зритель, слушатель, критик и коллекционер, знаток и куратор.

Посетители «Элементов повседневности» увидят представление домашнего театра, сыграют в вист и получат предсказание от карт Таро, побывают на «советском» андеграундном концерте-квартирнике, поговорят с деятелями театрального и изобразительного искусства в формате «кухонных бесед» и станут зрителями и участниками современного поэтического перфоманса.

Белый зал

18.00 − Кукольный спектакль для детей и взрослых «Биба. Про Сашу Блока»

Кукольный спектакль для детей и взрослых рассказывает о детстве Александра Блока. «Биба» - это детское семейное прозвище поэта. Так называла его мама, Александра Андреевна. Блок рос в атмосфере любви и дружбы, его детство было поистине «золотым». С шести лет у него появился интерес к поэзии. Об этом Блок писал в «Автобиографии»: «С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны». Будущий поэт рано начал придумывать и маленькие рассказы, сказки, шутливые стихи, шарады, ребусы и из всего этого составлял альбомы и журналы.

Идея создания спектакля пришла после посещения петербургского музея Блока. Много времени было проведено за книгами, в поисках сведений о детстве поэта. Появилась пьеса с названием «Биба». Пьеса прошла испытание читкой перед сотрудниками музея, и успешно играется как в его стенах, так и за ее пределами. Каждый зритель находит в пьесе что-то свое — однако, большинство сходится в одном — спектакль великолепен и взывает к жизни самые лучшие эмоции и чувства, а также развивает творческий взгляд на мир. Автор пьесы и режиссер спектакля – Юлия Морева, «Театр без занавеса».

20.00 − Лекция «Поэзия на площади, стадионе, кухне и в интернете. От литературного салона до цифрового самиздата»

Лекция и читка от поэтического кружка «Красное знание» Кружок прекарных поэтов и поэток «Красное знание» занимается осмыслением условий литературного труда и быта (термин Бориса Эйхенбаума), пытаясь определить место современной поэзии и поэта внутри глобального разделения труда. Кружок начал собираться в библиотеке независимого ДК Розы на Петроградской стороне, но быстро стал номадическим агентом других культурных пространств Петербурга. На открытом выездном семинаре в библиотеке Лермонтова участники и участницы кружка обсудят разные – исторические и современные – формы производства и бытования поэзии и поэтических текстов: от литературных салонов 18-го века до цифрового-самиздата эпохи WEB 2.0, а также прочитают свои собственные поэтические тексты.

21.00 − Концерт «Квартирник в особняке» от Дмитрия Гороховского

Квартирники у Гороховского — один из самых необычных культурных центров в Санкт-Петербурге, ориентированный на некоммерческое современное искусство. Концерты и выставки проводятся в обычной квартире Дмитрия Гороховского. Впервые квартирник был проведен Гороховским 8 мая 2003 года в родовой коммунальной квартире на Невском проспекте. Ныне они проводятся в квартире на улице Бабушкина, неподалёку от станции метро «Елизаровская» и пл. Культуры.

Вкус к хорошей музыке и личное знакомство Дмитрия Гороховского со многими музыкантами сделали проект известным не только в России, но и далеко за её пределами. А искренняя любовь к музыке, гостеприимство и легендарные пирожки мамы Дмитрия, Ангелины Эдуардовны Гороховской — вот то, что сделало «квартирники у Гороховского» тем уютным местом, каким оно остаётся по сей день. На квартирниках исполняется различная музыка: рок, фолк, классика, джаз, блюз, авторская песня и др. Также имеют место поэтические вечера, театральные постановки, моноспектакли и выставки. Никаких жанровых рамок — всё зависит от качества материала.

Открытая гостиная

18.00 − Лекция Дмитрия Северюхина «Интеллектуальные кружки, кухонная теория: как наука создавалась подпольно»

Вопреки кажущемуся господству социалистического реализма в советский и позднесоветский период, в Ленинграде никогда не умирало свободное творчество, не сводимое к идеологически запрограммированным и подцензурным формам, неподвластное и неподконтрольное государству. Свободное самовыражение, исключавшее ориентацию на социальный успех и коммерческую выгоду, становилось для многих художников единственным побудительным стимулом к созидательной работе.
Изобразительное искусство, литература, философия, общественная мысль, музыка составляли отдельные ветви независимой культуры, которые развивались бок-о-бок, пересекались и взаимодействовали. Независимое творчество находило отдушину в домашних кружках, где происходило общение художников, поэтов и философов, в квартирных выставках, которые эпизодически устраивались с конца 1950-х, а в 1970-е гг., несмотря на преследования со стороны властей, стали прочной традицией ленинградской художественной жизни.

Дмитрий Северюхин - историк русской культуры, художественный критик и поэт. Доктор искусствоведения, специалист по неофициальному искусству, истории самиздата и неподцензурной поэзии.

19.30 − Круглый стол «Современные квартирные выставки и галереи: зачем, как и для кого»

Квартирные галереи – феномен, появившийся во времена разделения на официальное и неофициальное советское искусство, когда возможности выставляться у художников, не следовавших соцреалистическому канону, не было. В 90-е выставки в квартирах сменились сквотированием заброшенных зданий, а в нулевые-десятые сложилась институциональная система: теперь у нас есть музеи, центры современного искусства, коммерческие галереи – но художницы и художники продолжают открывать галереи в собственных домах. Зачем, как и для кого? Обсудим это с представителями квартирных галерей Петербурга.

21.30 − Паблик-ток с участниками театрального проекта «Квартира»

В «Квартире», обосновавшейся в бывшей питерской коммуналке на углу Невского и набережной реки Мойки, жизнь не утихает ни на минуту: все время гости, разговоры, чаепития. Здесь проходят репетиции, лекции, мастер-классы, концерты и чтения. И, конечно, спектакли. Литературной основой спектаклей в «Квартире» стали тексты чинарей и обэриутов, одной из последних групп авангардистского искусства советского времени. Местом развития их творчества, философии и поэзии становятся квартиры друзей, а атмосферу вечерних встреч и разговоров Хармса, Введенского, Леонида и Татьяны Липавских, Олейникова, Заболоцкого «Квартира» и воссоздает. Мы поговорим с участниками проекта о том, как им удалось превратить в театр квартиру (удалось ли?), мифах петербургского авангарда и традициях интеллектуального подполья.

Галерея

18.00-23.00 − Киномарафон «Искусство на экране»

Механизм творческого акта художника волнует исследователей и публику — через то, как создаётся то или иное произведение, глубже и яснее можно понять его суть. Мы собрали для вас фрагменты фильмов, в которых показаны не только непосредственно процесс работы творца, но и обстоятельства, обстановка, разговоры, окружающие автора и создающие его творческую среду.

Зал классики

18.00-22.00 − Зона мастер-классов и творческих практик

Мастер-классы будут посвящены оптическим игрушкам и опт-арту (оптическому искусству), И то, и другое оказали непосредственное влияние на анимацию: простые оптические игрушки, вроде тауматропа, зоотропа или театра теней сегодня считаются ее прародителями, некоторые графические находки опт-арта используются в мультипликации. Так развлечение, бывшее когда-то приватным: оптические игрушки предполагают одного-нескольких участников игры-зрелища - стало массовым. Мастер-классы ведут Екатерина Мирошникова и Полина Заславская, художница, куратор, преподаватель живописи. Полина сотрудничает со студией анимации «Да» и создает мультфильмы вместе с детьми.

Лермонтовская гостиная

18.00-23.00 − Мастер-классы и турнир по карточным играм: вист, преферанс и другие
мини-турниры по игре в шахматы и домино

В Лермонтовской гостиной можно будет попробовать свои силы за карточным столом: занятием, так хорошо знакомым нам по литературе 19 века. А также переключиться на игру в домино или шахматы – игры с многовековой историей, но ассоциирующиеся с позднесоветским досугом, когда шахматные клубы и кружки были в каждом районе, а во дворах устраивались спонтанные «турниры» по домино.

Голубая гостиная

19.00-22.00 − Гадание на картах Таро

Голубая гостиная станет уголком приватности: здесь можно будет узнать об истории и символике карт Таро и, конечно, получить от карт предсказание или совет. Вряд ли можно переоценить символическое значение каждого элемента колоды карт Таро: герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль оставили свой след в символике карт и традиции ее толкования. За коммуникацию с картами отвечает Анастасия Волохова.

Вход на мероприятие – по единому билету «Ночи музеев», который даёт вам право на посещение всех музеев, библиотек и площадок города, принимающих участие в акции. Традиционно цена билета – 400 рублей

6+

Время проведения: 18:00–23:00

Наверх |